credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Книга Иова. Продолжение

У Стивена Кинга в The Stand, одна из положительных героинь, матушка Абигайль, говорит следующее: «О, Ник, - сказала матушка Абигайль, - я взрастила ненависть к Господу в сердце своем. Всякий мужчина или женщина, любящие Его, ненавидят Его, ибо он тяжкий Бог, ревнивый Бог. Он есть Сущий, и в этом мире Он платит страданиями за службу, а те, кто делает зло, разъезжают на кадиллаках. Даже радость служения Ему – это горькая радость. Я исполняю волю Его но человеческое во мне проклинает Его в моем сердце. «Абби, - говорит мне Господь, - у меня есть для тебя работа. Потому я разрешаю тебе жить и жить, пока твоя плоть не ссохнется на твоих костях. Я дам тебе увидеть, как все твои дети умрут, а ты все еще будешь ходить по земле. Я дам тебе увидеть, как землю твоего отца отберут у тебя дюйм за дюймом. И в конце концов, твоей наградой будет задание уйти с чужими людьми и покинуть все, что ты любила, и умереть в чужой земле, а твоя работа еще не будет окончена. Такова Моя воля, Абби, - говорит Он. А я только и отвечаю: «Да, Господи. Пусть будет воля Твоя», - но в своем сердце я проклинаю Его и спрашиваю: «Почему, почему, почему?». И получаю единственный ответ: «Где ты была, когда Я создавал мир?»
Кстати, в Средневековье ортодоксальные Церкви настаивали именно на таком прочтении Книги Иова, которое бы дало урок всем сомневающимся в божественном Промысле. Бог распоряжается в этом мире как самодержец, и делает добро Своим фаворитам, а в Своих врагов посылает чумные стрелы. Почему в Книге с Иовом случается все с точностью наоборот? Да потому, что праведник Иов — при всем его благочестии — имел некоторые ложные представления о Боге. Бог подверг Иова испытанию, чтобы скрытые недостатки его сделались явными, и таким образом усовершенствована была его вера. Все должны видеть, что даже то, что делает дьявол, делается по Божьему попущению. Бог – главный источник добра и зла. И средневековые проповедники ссылались на другие цитаты из Ветхого Завета, например: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.» (Ис.45:7). Читателям – в большинстве своем, конечно, слушателям – разъяснялось, что от Бога необходимо принимать всё – и добро, и зло, и следует выявлять Ему абсолютную покорность. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10). И даже больше: Церковь уверяла людей, что Бог может испытывать глубину и искренность их веры, требуя пойти против установлений обычной морали, восхваляя предательство, ложь и разрушение семейных и дружеских связей, если это делается из любви и верности Богу. Лишь в этом случае, в случае абсолютной покорности всем капризам Бога, человек мог надеяться на приз в загробной жизни. Если же безумец не одумается, то насылаемые Богом скорби только умножатся в числе. «Ты говоришь, как одна из безумных, жена. Нужно умилостивить Бога, устранить Его гнев, а ты советуешь прогневать; если сделал это Бог, нужно умилостивить Его, а не произносить хулу». То есть, слушателям предлагалось просто смириться с совершенной непознаваемостью Бога и дать представление о тщетности противодействия Его премудрой воле.
Интересно, что в православии сложилось общепринятое представление об Иове как о святом многострадальце. Несмотря на многочисленные испытания, Иов остался верен своему Богу и ни одного протестующего или богохульного слова не сорвалось с его уст. Да-да, читатель, не верь глазам своим! Иов не упрекал Бога, а пел Ему дифирамбы. Иоанн Златоуст, истолковывая Книгу, придает речам Иова благообразный вид, отчего их смысл меняется с точностью до наоборот. По этой причине часто в такой традиции о споре Иова с друзьями вообще не упоминается. Таким образом, в финале сатана посрамлен, Бог выиграл спор, а Иов за свое смирение и благочестие получил от Бога щедрую награду. Эта версия — об испытании Иова, твердости в вере и конечной победе Бога - излагается в православных катехизисах и библиях для детей. Нужно не упускать из виду и культ страданий, занимающий видное место как в католической, так и в православной доктрине. То есть, несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Таким образом, утверждается польза страданий, так называемый очистительный катарсис души.
Но современные Церкви, не желая растерять свою паству, или же из соображений здравого смысла и следуя общественной морали, а также развивая свою теодицею и пытаясь иначе ответить на трудные вопросы, вынуждены переосмысливать Книгу Иова в «выгодном» для себя – и Бога - свете, одновременно пытаясь не выйти за рамки своего догмата о творении этого мира Богом. Первый шаг они сделали, объявив, что Книга Иова должна пониматься как миф. То есть, не буквально. Подразумевается, что в мифическом изложении есть фрагменты, которые боговдохновенны, а есть те, которые написаны автором (или авторами, иногда последующими, делающими вставки) из чисто человеческих установлений, постольку, поскольку автор/автора являются продуктами своей эпохи, своей морали и своих суеверий. Поэтому, рассматривая тот или иной текст как миф, исследователи расставляют приоритеты, полагая одни фрагменты боговдохновенными и потому значимыми, ключевыми, а другие – второстепенными (как, например, пространные описания из мира животных). Насколько я знаю, мало кто из современных теологов рассматривает пари Бога с сатаною (гл.1), как ключевой элемент Книги - большинство фокусируется на разговоре Бога с Иовом и последующем «восстановлении» Иова (гл. 38-42). Многие из них, в частности профессиональные библеисты, считают, что данный спор является «сказочным прологом, простодушным народным сказанием», поэтической канвой, в которую вставлена религиозно-философская дискуссия. Но, тем не менее, как в современной – по крайней мере, католической и православной – так и средневековой теологии, этот рассказ все равно прямо или косвенно служит для оправдания зла на земле.
Tags: Воскресные размышления, Книга Иова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments