credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Когда последний враг истребится

В дни, когда вся христианская земля украшена рождественскими ярмарками, повсюду стоят нарядные елки, люди пьют горячее вино и портер, на улицах дети поют «Тихая ночь», как не преисполниться праздничным настроением, не заразиться всеобщим весельем? Родители приводят детей посмотреть на шопку – так в Украине и Польше называется реконструкция грота, где Иосиф и Мария нашли себе приют на ночь («потому что не было им места в гостинице» (Лук. 2:7). Ясли, притрушенные сеном, осел и вол, согревающие своим дыханием Младенца, Иосиф, стоящий, как и подобает, в тени этой сцены, Мария, в молитвенном жесте сложившая руки перед Сыном, коленопреклоненные пастухи с ягнятами, а чуть поодаль – спешат волхвы с дарами. И конечно, ключевой фигурой этой шопки является Младенец в яслях. Кое-где - шедевр, вырезанный из кости или дерева, кое-где – просто пластиковый пупс или сусальный продукт поставленного на поток религиозного производства идолов. Но людям нравится. Младенец так беззащитен, а Мария так хороша собой, что зрители в умилении застывают. Материнство в самом апогее его славы. Вот она – реабилитация женщины в глазах ортодоксального христианства: «впрочем, спасется через чадородие…» (1Тим.2:15).

            Но был ли факт рождения ребенка – пусть и девственницей – главным делом Бога? Дети рождались и до, и после Иисуса Христа. Молодые матери, расцветшие от рождения первенца, приковывали к себе восторженные взгляды. Не прославлять материнство, не умиляться красоте и невинности дитяти требовал от нас Бог. Ведь сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Иоан.3:16). И ангел Его возвестил пастухам не весть о рождении пухленького младенчика, не на красоту Марии побудил их идти смотреть, но сказал им Ангел Господень: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лука 2:10-11).

            Ни в коей мере не отрицая умильности детства и красоты молодой девушки и женщины, Добрые Люди все же делали иной акцент на празднике Рождества Христова. Прежде всего, они отрицали человеческую природу Христа в том смысле, что предполагали божественную природу у людей. Он был свет истинный, хлеб, сошедший с небес, Он был Слово. Как может Тот, кто сошел с небес в мир для спасения рода человеческого, быть в теле, которое сотворил хозяин мира? В плоти, которая есть тюрьмой души, одеждой забытья? Он пришел в подобии плоти, неподвластной греху. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан.1:14).

А Мария – была ли она только женщиной из плоти и крови? Может быть, но некоторые Добрые Люди верили, что она – это образ их Церкви, тех, кто «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:13). И принадлежность к Церкви апостолов – Марии, сияющей во тьме мира сего – давала Добрым Христианам такую же власть спасать души, какой обладал и Сын Божий. 

Верить можно как угодно, но все же дело в открытии небес, чтобы взыскать все погибшее, захваченное злом и временно похищенное. Чтобы отныне люди видели небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих (Иоан.1:51). Церковь Божия должна была существовать до конца времен, пока последняя душа не вернется в небесную отчизну. И что же? Господь Наш вознесся на небо, за ним ушли Добрые Христиане… Церковь Божья пропала из этого мира, как говорят реалисты, сошла с исторической сцены. И нам только и остается, что елка да шопка. Топить легкую грусть в глинтвейне, осознавая, что эпоха чудес закончилась. Но я все же вспоминаю рождественскую проповедь катарского епископа Жирота Абита в осажденном Кабарет, в 1227 году: несмотря на войска противника и безнадежное положение дел, он закончил ее ритуальными словами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лука 2:14). Может, не все еще потеряно? Ведь дело Божье не может окончиться фиаско. Останемся верными, и, увидев звезду, возрадуемся радостью весьма великою. (Матф.2:10)
Потому что тогда очень реальна надежда на то, что последний враг истребится - смерть.

С Рождеством!

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments