credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Бонн

 Следуя далее по Рейну можно видеть, как под охраной Дракенберга – гордого замка на вершине скалы, на склоне которой находятся самые северные виноградники в Европе, раскинулись земли Бонна.
 



Узнаваемые, прекрасные, они стали одним из центров укоренения катаризма.




 Возможно, у этого явления были свои особенные причины.  Недаром, возле Дракенберга располагается аббатство Гайстербах, где до сих пор можно увидеть руины бывшей аббатской церкви и памятную стелу в честь знаменитого хрониста Цезария Гейстербахского, который рассказывает нам о знаменитой фразе Арно Амори «Убивайте всех, Бог Своих узнает». Кстати, здесь Цезария Гейстербахского считают не пересказчиком анекдотов, а вполне серьезным хронистом.







Бонн – это город, возникший из римского сторожевого укрепленного поселения, место расположения которого отмечает реконструкция римского подъемного крана.



А возле этого озера на другом берегу Рейна обнаружили самое  раннее захоронение  - 14 000 лет назад - древнего человека, свидетельствующее о приручении собак.


 Средневековый город  - villa basilica - сместился по отношению к римскому, и визитной карточкой теперешнего исторического центра Бонна являются вот эти ворота.



В 12 веке под Бонном, тоже на месте бывшего римского лагеря Шварцрейндорф была построена двойная часовня – копия церкви в Аахене, где короновали императоров. Эта часовня была построена одним из родственников императора для того, чтобы, если политические события помешают коронации в Аахене, то это всегда можно сделать здесь.


Часовня была построена по идеалам того времени – наверху была специальная церковь для монахов, «ангельского чина», куда простые миряне могли только заглядывать снизу. А внизу – церковь для мирян.

Довольно большая редкость для современной Европы – в этой двойной часовне сохранились фрески 12 века, в свою очередь вдохновленные аллегорической экзегетикой Писания, принадлежащей мистикам раннего Средневековья


Наверху, в церкви для монахов, для избранных, среди фресок превалируют только радостные аллегорические картины Иерусалима небесного, навеянные Откровением.

Но аллегорий хватает и в нижней, «приземленной» части часовни, в частности, аллегория о том, в какой Церкви пребывает Христос
Знаменитая Мюнстерская базилика в Бонне по легенде, была построена на месте казни мучеников Кассия и Флорентия. Ведь в литургике понятие алтаря происходит именно от общей христианской трапезы в память мучеников.





 Теперь там в Рождество проходят красивые ярмарки






А я  вспоминаю, что именно здесь в 60-х годах XII века проходили полицейские облавы с целью казни изловить диссидентов и казнить их, если те не отрекутся. Экберт, будущий аббат Шенау, на тот момент каноник Бонна, написал после 1163 года серию проповедей против еретиков, которую он посвятил архиепископу Кельна. Из этих проповедей  мы можем узнать кое-какие сведения о тех, кто исповедовал катаризм, только переданные в форме издевательского интеллектуализма, перемешанного со слухами. Кроме того, что Экберт осчастливил христианских диссидентов Рейнских земель знаменитым названием «катары», он характеризует в первой проповеди их «ересь» в десяти пунктах, где есть отказ от крещения водой, отрицание культа распятия и человеческой природы Христа. Он впервые говорит о них как о дуалистах и о том, что они проповедуют «что человеческие души - это падшие духи, изгнанные из Царствия Небесного после Творения; заключенные в тела из плоти, они, однако, могут достичь Спасения делами, но только при условии принадлежности к их секте». Они исповедуют «что есть два творца… один - благой, другой - злой, то есть Бог и дьявол». Экберт даже не пытается понять этих людей, он осуждает их par excellencе. Он преследует лишь одну цель – демонизировать «еретиков» своего времени, указывая на их происхождение от ужасных античных манихейцев:
          «Те, которых сегодня называют катарами, происходят от некоторых учеников Мани, которых в то время называли катаристами. У Мани, основателя ереси, было множество учеников... После его смерти они поссорились и разделились на три группы... Те, которых называли катаристами, были еще более извращенными, чем другие...  (Экберт, Проповедь 1)». Именно Экберт дает нам информацию о кампаниях преследования в Рейнских землях, которые начались с 1154 года и потом уже не прерывались. При этом он демонстрирует только презрение и злобную радость охотника по отношению к тем, кого он считает врагами Божьими и своими собственными врагами - «они ведь так желают своего крещения огнем, так пусть его и получат» - говорит он, комментируя то, как 1167 году в Бонне на костре  погиб архикатар – как Экберт называет катарских епископов -  Дитрих, и его товарищи Арнольд и Марсиль. Эти «ахикатары» должны были  вызывать у публики определенные ассоциации с образом какого-нибудь фольклорного восточного ересиарха, который должен быть осужден уже в силу своей странности. Однако, проповеди аббата Шенау, не достигли желаемого результата. Они не убедили «еретиков» в их ошибках и не отвратили от них верующих.  


Tags: Воскресные размышления, Путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Д

    Д Дама – В окситанской лирике XII-XIII веков этим словом называли благородную женщину , которая одновременно была вдохновительницей…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments