credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

  • Mood:

Пятидесятница

В каждой Церкви есть свой, главный, праздник. В Православной Церкви это Пасха, день Воскресения Господа Нашего, поправшего смерть Своей смертью. Для Церкви Римской – Рождество, когда Богочеловек пришел в этот мир, а в горнем ангелы пели «Gloria in excelsis Deo». В некоторых деноминациях протестантизма главным праздником является Страстная Пятница, когда Мессия своей смертью искупил первородный грех Адама. Великие Церкви «спустили на тормозах» праздник Пятидесятницы, этот праздник переквалифицировался в праздник Троицы или вообще «Зелені Свята», когда народ украшает свои жилища срезанными ветками липы. Такой вот липовый праздник. :-)

Но для нашей Церкви главным праздником является праздник Пятидесятницы – праздник сошествия Святого Духа на апостолов.

Если бы Господь пришел в этот мир, и находился бы сейчас среди нас, уча, исцеляя, воскрешая из мертвых, тогда да, самым великим праздником было бы Рождество, день, когда Он пришел к нам. Если бы Его смерть искупила всех людей, то они не грешили бы больше, и следовало бы радоваться Страстной Пятнице (хотя, как по мне, радоваться чьей бы то ни было смерти как-то аморально). Если бы Он Своим воскресением попрал всякую смерть, люди не умирали бы. Но так как смерть и грехи – к великому прискорбию есть, а Господа Нашего с нами – физически – нет, то и тщетно все вышеупомянутое было бы, если бы не день Пятидесятницы. А было это так:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян.2:1-4).

В чем же для нас смысл Пятидесятницы, заключительном этапе прихода Сына Божьего на землю?

Иисус Христос пришел для того, чтобы оставить в этом мире Слово. Благую весть, знание о том, что мы не от мира и мир не для нас. Что где-то далеко, за тучами и ужасами этого мира есть наша утраченная родина, и мы все когда-то в нее вернемся.  Многие из нас все еще в плоти забытья, но Христос вернул некоторым эту память. Господь Наш Иисус Христос указал нам путь назад, к Царствию. Он дал нам заповеди Божьи, и заповедал Своим апостолам ширить эти заповеди, нести проповедь Евангелия всем народам. Так Христос говорит в Евангелии от Матфея: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19), и в другом месте (10:20): «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».

 Иисус Христос пришел для того, чтобы оставить в этом мире таинство. Он дунул и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Иоан.20:22,23). И в Евангелии от Матфея (16:19) говорит Господь Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». И это значит, что Он передал ученикам Своим власть отпускать грехи; Он передал власть связывать и развязывать, и это значит, что апостолы и наследники апостолов получили силу заключать единственный сакральный брак – брак души с Духом Святым. Они передавали это таинство из рук в руки, от одних Добрых Людей другим.

Иисус Христос пришел для того, чтобы оставить в этом мире Свою Церковь, и именно Церковь, община христиан была установлена на пятидесятый день от Воскресения Господа. Эта Церковь – прежде всего община, люди, она не здание из камня и не из дерева, ведь сказано в Деяниях Апостолов (Деян.7, 48): «Но Всевышний не в рукотворных храмах живет». Эта Церковь  - собрание Друзей Божьих, о которых сказал Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:15). Даже православные церковные историки признают, что главным в жизни этой ранней Церкви было постоянное присутствие и действие Святого Духа: "Где Дух, там Церковь и вся благодать". Эта ранняя Церковь уже не была лишь суммой всех ее членов, -  будучи общиной, она стала sui generis, общественной реальностью. В Церкви никто и никогда не действовал в одиночку, но "всегда и везде вместе" с другими, epi to auto, как называют это Деяния Апостолов. Эта Церковь изначально являлась царственным священством всех крещеных.  Потому что чада Божьи рождаются не от плотского зачатия, но, как это написано в Евангелии от Иоанна: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.» (Иоан.1:12,13). Эта Церковь прежде всего явилась миру как евхаристическое собрание, и от человеческих учреждений ее отличает присутствие и дары Святого Духа. А высший дар Святого Духа  -  "власть любви»(с).

Так и в Евангелии от Святого Иоанна сказано (Ио. 14,23): «Кто любит Меня, тот соблюдает Слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему, и обитель у него сотворим». И, устанавливая Свою Церковь, Господь говорит: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата Ада не одолеют ее» (Мт.16,18). И про эту Церковь Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Матф.18:20). А если это – Церковь святых, а не собрание грешников, то и плоть этой Церкви – заповеди, Закон Божий. Сказано ведь еще: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Матф.5:48).

Эта Церковь построена не на песке, но на камне, что не означает, что сердце апостола из камня, но что основание Церкви является человеческим. И она пребудет вовек, она – торжествующая, несмотря на то, что поклонникам теории социальной эволюции кажется, будто она проиграла перед лицом Истории. Святая Церковь Божья построена на скале праведности и истины. Это Церковь любви, которая бежит и прощает. Как овцы посреди волков. Которая имеет власть отпускать грехи и спасать души. Добрые Люди, хоть они и ушли из этого мира, не умерли, но обрели вечную жизнь, и сейчас пребывают у трона Отца Небесного. Может быть, в прежних наших жизнях мы знали их, а они – нас, и теперь они с сочувствием взирают на наши пустующие – пока! – троны. Наша Церковь невидима, но невидимые святые имеют ту же власть спасать души, что и ходившие по земле Добрые Люди (а ведь у Римской Церкви все канонизированные «святые» тоже отошли в мир иной, не правда ли?).

Итак, праздник Пятидесятницы не стал историей, завершенным фактом, имеющим начало в I веке и конец в позднем Средневековье. Наша Церковь – сонм праведников и святых – молится за тех, кто осознал себя в этом мире чуждым миру, и кто хочет вновь увидеть своих старых знакомых, но уже в теле славы.

Хоть и нет среди нас Добрых Людей, но стоит жить так, как будто они с нами есть, как жили некогда добрые верующие: неужели нельзя воссоздать атмосферу душевной теплоты, проявлять солидарность, помогать друг другу, как малая отара в ущельях этого мира? Мы будем звать добрых пастырей, имена которых мы знаем. Чтобы услышать от них:

Наша Церковь получила свое установление от Самого Иисуса Христа и она будет принадлежать Ему до скончания веков, как сказал Господь наш в Евангелии от Святого Матфея (Мт. 28,28): «И се, Я с вами во все дни до скончания века.  Аминь».

 

 

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments