credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

О Воскресении

Когда я осенью прошлого года была в Крыму, со мной случилась такая история. К нам частенько захаживал кот – из тех, кто бездомен, но ласков, а потому питающийся по домам у многих. Однажды утром я обнаружила кота мертвым, задохнувшимся в силке, который какой-то злой человек расставил в кустах неподалеку от дома. Я попыталась вытащить труп из силков, но развернуть стальную проволоку голыми руками не смогла, потому пошла к соседу Василию, к которому Рыжик – так звали кота, тоже любил ходить, и Василий был к нему привязан. Сосед взял кусачки, лопату, и мы, освободив тело из силка и замотав его вместо савана в целлофановый кулек, похоронили его под кипарисом. Отдых был безнадежно испорчен. Вроде бы, и не мой это кот, и сердце у меня не размягчалось от его рыжей воровливой морды, а вот не могла забыть, как он, бывало, лежал у меня на коленях, как терся об ногу… и как я вытаскивала его закоченевшее – такое твердое – тело из силка. Так прошло два дня, а на третий, когда я собиралась завтракать, раздалось знакомое мяуканье, и Рыжик, как ни в чем ни бывало, прыгнул с дерева на веранду. Когда я возвестила, что кот воскрес, сосед Василий обрадовался несказанно, но, подумав, спросил: «А кого же мы в таком случае зарыли под кипарисом?» Я не была Фомой неверующим, и не стала проверять, есть ли у Рыжика синяя полоса на горле от удушения проволокой. Мне просто хватало того, что он вернулся. Но стал ли Рыжик бессмертным? Увы, кот ел мясо, как животное, гадил, как животное, он выкусывал блох, он спал и пил, он глазами, полными инстинктивной холодной жестокости, следил за птичками – нет, смерть осталась властна над ним. Увы, кот рано или поздно – лучше, чтобы как можно позже – умрет.

Но разве истинное воскресение состоит в том, чтобы быть временным? Бог не стал бы размениваться на такие фокусы, как сиюминутное возвращение дыхания трупу – на такое способны и африканские маги, создающие зомби. Воскресение Лазаря, и дочери Иаира, и единственного сына вдовы осуществлялось в духовном смысле, то есть, для вечной жизни, а не обреченного на погибель тела. «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:37), и если Он воскрешает, то воскрешает в вечности, а не временно. И воскрешает для Своего Царствия, где свет немеркнущий, а не для этого мира, «который как утренний туман, как роса, скоро исчезающая, как мякина, свеваемая с гумна, и как дым из трубы.» (Ос.13:3). Может, это кого-то это огорчит. Может, это кого-то напрочь отвратит от христианства – если нельзя с помощью молитв, жертвований на  храм и целований мироточивых икон отстрочить конец земной жизни, то зачем оно всё надо? Но некоторые, те, которых Он избрал, имеют на этот счет диаметрально противоположный взгляд. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.» - говорит апостол Павел (1Кор.15:19) - «Для чего же тогда ежечасно подвергаемся бедствиям?» (1Кор.15:30). Разве вера не состоит в том, чтобы совершить «прыжок из царства необходимости в царство свободы», преодолевая притяжение земного тела?.

 

Но Великие Церкви учат другому. Воскрешение в телах. В прямом, а не переносном смысле. Хотя уже сейчас  современные теологи, на голубом глазу уверяя, что догматы Церкви не меняются, начинают говорить, что... Да нет, еще как меняются!

В XIV веке человеку грозил Мур, тюрьма Инквизиции за высказывание, что люди в Судный День воскреснут в каких-то иных, более божественных телах. Нет, уверяли клирики, именно в ваших земных. В Судный День разверзнутся гробы, и именно настоящие кости мертвецов облекутся в свою плоть, какая у них была при жизни, и таким именно образом праведные вступят в Царствие, уготованное им от создания мира. А потому радуйтесь, горбуны, кривые и косые от рождения, пороки вашего тела пребудут с вами в вечности. Радуйтесь, дряхлые, умершие в преклонных летах – подагра с радикулитом будут вас сопровождать и в Царствии. И женщины с избыточным весом, тоже ни на что не надейтесь. Не говоря уже о тех, кого не удовлетворяют первичные и вторичные признаки их плащей плоти.

В чем же смысл настоящего Воскресения?

Добрые христиане учили, что Господь Наш Иисус Христос – это Слово. А Слово нельзя убить. Дьявол, Сатана, принял Его за плоть, потому что Он пришел в подобии плоти («И Слово стало плотию…» Ио, 1:14), и захотел убить Его руками злых, потому что видел, что Господь опасен для него и приближает конец его царствия – этого мира. Но целью прихода Христа в мир была не мученическая Его смерть на кресте, а открытие врат в небо, как это сказано у Иоанна: «Отныне будете видеть небо отверстым…» (Иоан.1:51). Целью Его прихода было создание Церкви Божьей, избрание тех, кому Он сказал: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.» (Иоан.14:4), и заповедал вести этим путем всех овец Израилевых. Христос пришел для этого, а не делать чудеса для этого мира. Вот отрывок из проповеди доброго человека Гийома Белибаста:

[Сын Божий] сказал ученикам своим: «Я пришел в мир, но мир Меня не познал. Я не от мира, как и мир не от Меня. И именно потому Я не от мира, что мир не от Меня. Этот мир лежит во зле и принадлежит врагу Бога, князю мира сего, а князь мира сего во Мне не имеет ничего» (Ио. 1, 10; 17,16; 14, 30)… И еще Он сказал, что пока не настало время вернуться к Отцу Его, Он будет проповедовать по всему миру слова, которые написал Отец Его…»

Но когда Сатана подумал, будто убил Христа, Господь Наш спустился в самое средоточие его царствия, чтобы освободить тех, кто покорился суете не добровольно, но по воле покорившего их» (Рим.8:20). О таких пишет евангелист Матфей: «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.» (Матф.27:52,53). Именно это воскресение Господа было Им предсказано, именно это искупление дорогою ценою было на кону. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.» (Ос.13:14).

Много разных слов доводилось мне читать о том, как всемогущий Бог правит этим миром и в то же время, как «разрыв между Творцом и человеком» порождает землетрясения и цунами. Но еще больший когнитивный диссонанс вызывают у меня последующие уверения в том, что христиане спасены Христом посредством крещения материальной водой и Его крестной смертью за нас. И более того, что якобы Господь Наш Иисус Христос преодолел этот разрыв между Богом-Творцом и Его Творением – миром, пострадав за нас всех. Убирая размышления об аморальности ПРИНЯТИЯ такой жертвы, замечу только, что, как мне кажется, мир не стал лучше после распятия Христа. В нем как царила смерть, так и царит; как был смертен Адам, так смертны тела людей, рожденных после прихода Спасителя. Даже самых лучших из них? Тогда в чем смысл жертвы обожения мира и плоти?

Добрые христиане говорили, что дети Божьи, народ Израилев – это души. Материальные тела, в которых они обретаются – это телесные тюрьмы, и Богу до них нет никакого дела. Тело – одежда наша в этом мире, и помогает нам в нем выжить и даже испытать земные радости. Но для другого мира оно нам не нужно. «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:50). Пока мы будем отождествлять себя с нашим телом, оно будет господствовать над нами. Христос показал нам, что земная плоть – по-настоящему, для Царствия - не существует, самое важное – тело Славы. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.» (1Кор.15:20,22,23) «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.» (2Кор.4:17,18)

И я опять вспоминаю надежду, с которой проповедовал все тот же Гийом Белибаст, «наши души предстанут перед Отцом небесным, где нам будут уготованы троны и короны небесные, и сорок восемь ангелов будут нести украшенные драгоценными камнями золотые короны, для каждого из нас, брат, чтобы отвести нас к Отцу небесному… Меня не беспокоит, что станет с моим телом, ибо_ я_ не имею с ним ничего общего…. Сам Отец небесный не желал бы, чтобы моё тело появилось в Его Царствии, потому что тело человека слишком зависит от его создателя, господина мира сего…».

Его тело превратилось в пепел, как тела многих христиан. И эти тела превратили в пепел те, кто говорил о том, как хорош этот созданный Богом мир, но жаждали власти как в этом мире, так и в будущем. И в этот день Воскресения я вспоминаю их всех, потому что несмотря на то, что пепел этот развеян по ветру, слова их, их жесты, их взгляды до сих пор здесь, с нами. Как еще одно доказательство того, что невидимое – вечно. «Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас… Для них соткала я широкий покров, из бедных у них же подслушанных слов… Хотелось бы всех поименно назвать, но отняли список, и негде достать…) (с). А я все повторяю те имена, которые звучат у меня в сердце – Пейре, Гийом, Фелип, Жаум, Себелия, Андрю, Понс, Гильельма, Бернат, Арнот, Монтолива… Они протягивают нам руку. И я надеюсь, что когда-нибудь нам хватит смелости ответить на этот вызов.

 

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments