credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Пятничное

«Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство» (Иоан.10:32,33)

 

«И еще Римская Церковь говорит: „Мы не преследуем еретиков за их добрые дела, или за их веру, а за то, что они не желают верить в то, во что верим мы.” (Gleisa de Dio)

 

В этих двух цитатах содержится отличное свидетельство того, что писал и святой Павел: „Да и все, желающие жить благочестиво в Иисусе Христе, будут гонимы” (2 Тим. 3:12). За то, что провозглашают истину, которую не желают слышать. И главное, за то, что следуют ей. Заткнуть рот. Заставить замолчать. Потому что, как гласит украинская поговорка, «мертві бджоли не гудуть». И, конечно же, задавить конкурента. Фарисеи разных веков – и античные, и средневековые, да и современные вряд ли окажутся иными – «говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за ними.» (Иоан.12:19). 

Христианская история говорит нам о том, что древняя литургия не зря воспринимала христианскую жизнь как мученичество за Христа. Слово "мученик" не совсем точно передает смысл соответствующего греческого слова, дословно переводимого как "свидетель". В основе мученичества-свидетельства лежит идея подражания Христу, идея того, что свидетельство за Христа в этом мире не останется безнаказанным. В Писании Господь Наш называется "свидетелем верным" (Апок. 1,5; 3,14). Своих учеников Он отправляет на служение свидетельства (Деян. 1,8). А в прощальной беседе с учениками Спаситель сказал: "Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15,20). Таким образом, Иисус Христос прямо говорил о неизбежности бремени страданий для Его учеников, но Он объяснил им причину этих страданий. "Страдания, - пишет И. Иеремиас, - являются частью апостольского служения, так как ненависть мира - это естественная реакция на свидетельство... Страдания - это прямо отличительный признак посланничества". «И я скажу тебе причину, по которой нас называют еретиками, - говорил добрый христианин Пейре из Акса молодому верующему, пастуху Пейре Маури. – Это потому, что мир ненавидит нас». «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших (и сжигать перед кафедральными соборами) и гнать из города в город» (Матф.23:34).

В ранней Церкви сформировалось и представление о "крещении кровью", о том, что мученичество может заменить собой само таинство Крещения. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет", - говорит Спаситель (Мк. 16,16). Крещение - это облечение во Христа (Гал. 3,27), отождествление себя со Христом, а значит и становление на путь мученичества-свидетельства, мученичества за свидетельство. Крещение мученичества - это тоже подражание Христу, Который сказал в ожидании своих страданий: "Крещением должен я креститься" (Лк. 12,50). "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?" - спросил Иисус Христос Иакова и Иоанна Зеведеевых, мать которых хотела посадить своих сыновей рядом со Спасителем в Его Царстве (Мф. 20,22 ). Но это не жажда страданий, потому что страдание налагаемо не Богом, и в нем как таковом нет никакого искупительного смысла. Это порыв к освобождению от зла _несмотря на страдания_, вопреки страданиям. Неотъемлемым, к сожалению, от этого мира. По возможности надо избегать этой чаши. Но если уж поставлен вопрос – или чаша – или отречение от свидетельства – то апостолы выбирали чашу.

Однако, подражание Христу – это не только мученичество, это подвиг повседневной жизни, это исполнение заповедей. Потому когда Христос говорил о кресте («Если кто хочет идти за Мною… возьми крест свой и следуй за мною» (Мт. 16:24), Он не имел в виду вещей видимых и материальных, как кресты из дерева, но крест добрых дел, истинного покаяния и послушания Слову Божию. Взять крест - значит следовать за Христом и отречься от себя, а уж если так случится, то распнут и заставят выпить чашу страданий фарисеи, коих и в наши дни немало… Добрые христиане говорили, что не стоит почитать распятий – наше христианство не культ страданий, их и так слишком много в этом мире - но чтить надо истинный крест – добрые дела и апостольскую жизнь в этом злом мире, твердость, с которой претерпеваются гонения. «Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Матф.10:22, Марк, 13:13). И тот, кто претерпит до конца, пойдет за Христом до конца, выпьет Его чашу, и крестится Его крещением, то есть станет праведным и останется таковым, о тех сказал Святой Петр: «Потому что очи Господа обращены к праведным, и уши Его - к молитве их.» (1 Петр 3:12). И в мире такие будут иметь печаль, и будут гонимы, и вполне возможно, что их, как и Господа некогда, возьмут и, пригвоздив руками беззаконных, убьют. Но даже если и не так – ведь гонения и преследования проявляются не только в физической, но и интеллектуальной сфере - злоба, оскорбления, клевета, ссоры – все, что ввергает людей в пучину «неудержимого зла, исполненного смертоносного яда» (Иак. 3,8). И все равно Бог воскресит Своих верных, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно будет удержать их. Потому что сказано у псалмопевца: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.» (Деян.2:23-27)

И Сам Господь говорит о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» (Иоан.11:25,26)

И в этом наша надежда в сей скорбный день:

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан.16:22).

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments