credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VII. Cоциология. Продолжение 2

VII.1.1.6. СОКРОВИЩЕ.

 

Преследуемая, остающаяся почти всегда в подполье Церковь, члены которой должны неустанно перемещаться, покупать защиту или содействие, разумеется, не может владеть недвижимостью. В последний раз мы находим упоминания о недвижимости до 1209 г. Мирское имущество катарской Церкви является движимым. Частично оно приобретает вид доверенности у банкиров, но эти депозиты, осуществляемые верующими под вымышленными именами, часто подвержены опасности злоупотреблений. Так, некий Пьер Донадю, родом из Кагора, «овладел неисчислимой суммой денег, положенных на депозит совершенными и их верующими» (около 1234 г.).1

 

Потому приходилось собирать наличность и скрывать ее в разных местах. Когда разбушевались преследования, вернулись к испытанному рецепту закопанных горшков с монетами.

В течение десяти лет, которые отделяют начало деятельности Инквизиции от взятия Монсегюра, эти укрытия создавались в зависимости от обстоятельств; один из свидетелей сознается, около 1242 года, что совершенные, «переходя через Агут, отправились в одно место в горах, разрыли его и нашли сто мельгорьенских су, которые они там спрятали.2

Понятно, что в Монсегюре находилось значительное сокровище, в том числе и с трофеями, которое было частично разделено между защитниками перед капитуляцией, а частично эвакуировано в Рождество 1243 г.:

 

Мэтью и катарский диакон из Тулузы Пьер Боннет покинули Монсегюр, забирая оттуда золото и серебро, а также неисчислимую сумму денег (pecuniam infinitam).3

 

Накануне капитуляции епископ Бертран Марти попросил стражника Имберта де Саллес, чтобы тот «сказал его брату Раймонду Марти, что он получит информацию об известных ему 400 тулузских су в Церкви Фанжу или в Церкви Лаурагэ» 4.

И, наконец, 16 марта 1244 года:

 

Когда совершенные, которых должны были отдать Церкви и королю, покидали Монсегюр, Пьер-Роже де Мирпуа задержал там совершенных Амиеля Айкарта и Ука, ео товарища. На следующую ночь, когда остальных совершенных массово сожгли (cum trassa), он их спрятал и они бежали. Он сделал это для того, чтобы Церковь не утратила своего сокровища, спрятанного в лесу, а эти двое знали, где именно.5

 

К этим примерам можно добавить и другие многочисленные упоминания, как, например, о диаконе Раймонде из Ма (Сен-Пуэлль)6 или же о епископе Каркассес Пьере Пулене7.

После падения Монсегюра, огромное количество денег отправилось вместе с иерархией Лангедока в сторону Ломбардии. Этой дорогой в 1273 году ушло 300 туреньских серебряных су, зашитых между двумя слоями материи.

До самого конца не перестают говорить об этом преувеличенном в воображении верующих сокровище: так, например, Раймунд из Кастельно, ответственный за Церковь в регионе Ажен, после бегства из тулузского Мура, должен был искать около 1310 года в Каталонии своего племянника, которому было поверено 16 000 золотых монет (sic), а сокровище обеих Церквей (Тулузы и Ажена) оценивалось в 100 000 ливров8.

В ту же эпоху совершенный Андре обвинял братьев Отье:

 

Не жили они, как должно, но были жадны и завистливы, и собирали деньги, так что, когда Гийом Отье приносил большое количество денег, то он шел к своей жене Гайларде и оба они засовывали головы в сундук, восхищаясь деньгами, которые насобирали. А ведь, согласно с их религией и обрядом, должны были они принимать только то, что им абсолютно необходимо было для нужд..9

 

Разумеется, что все эти цифры, так же, как и приведенный выше эпизод, невозможно подтвердить никоим образом, и, скорее всего, они являются вымышленными. Тем не менее, мы имеем бесчисленные подтверждения того, что совершенные, а особенно братья Отье, платили за свое пропитание тем, у кого они жили, а в некоторых случаях даже и за проживание; чаще всего это происходило в виде вклада в усовершенствование дома10.

1 Doat XXIII, f 217 r.

2 Doat XXIV, f 231 r.

3 Doat XXIV, f 171 v.

4Ibid., f 173 r.

5Doat XXII, f° 129 r. Ср. Doat XXIV, f 80 V «покинули Монсегюр с помощью веревки, которую спустили в пропасть под. замком Пьера Роже ».

6 Рук. 609, f 254 r.

7Реестр Греффье из Каркассона, изд.. Douais, Documents pour servir a l'histoire de l'Inquisition dans le Languedoc, t. II, Paris 1900, p. 280.

8J. Fournier, t. II, pp. 59, 484..

9Ibid., p. 417.

10 В периоды кратких передышек реконкисты Церковь строит по очереди: в Тарабель (Верхняя Гаронна) дом для совершенных в1225 г. (рук. 609, f° 203 r°), в Лавеланет (Арьеж), в 1242 году (Doat XXIII, f° 206 r°). Совершенные дают деньги для увеличения слишком маленького дому в Пексиоре (Од) в 1238 г. (рук. 609 f 9190 r°) или для постройки солье в Монтайю (Арьеж) ок. 1300 года (J. Fournier, t.I, p. 459).

 

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments