credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VII. Cоциология.


Жан Дювернуа

 

Религия катаров (сокращенный перевод).

 

Часть Вторая

 

Раздел VII.

 

Cоциология катаризма

 

 

VII.1. ЭКОНОМИКА.

 

VII.1.1 ИМУЩЕСТВО.

 

            Правила полностью аскетичны; совершенный должен жить трудом собственных рук. Однако Церковь имеет право владеть имуществом, и это последнее всегда считалось очень важным. Во времена свободы Церкви такое имущество состояло из недвижимости, в том числе «домов в городах и городках, полей и виноградников, а также самых больших домов для публичного провозглашения проповедей…»[1]

           

Contra manicheos Дюрана де Уэска говорит о катарах с Юга Франции, владеющих «полями, виноградниками и собственными домами, мастерскими, волами, ослами, мулами и конями, золотом и серебром, а также множеством иных земных благ…»[2]

            Со времен Эврара Бетюньского доминирует убеждение, что если бедняк вступит в секту, то непременно разбогатеет: «Если ты беден или нищ, проведи с ними какое-то время, и скоро станешь жить в достатке» [3]. В начале XIV века еще верили, что стоит уехать в Ломбардию к «добрым христианам» , чтобы содержание было обеспечено[4].

 

VII.1.1.1. ОБЩНОСТЬ ИМУЩЕСТВА.

 

            Источники этого богатства весьма различны. Первым из них является вклад, вносимый тем, кто вступает в секту. Он отдает свое имущество Церкви, для общего употребления, согласно с евангельскими предписаниями. Около 1271 или 1272 г. один житель Тарн уезжает к пребывающей в Ломбардии катарской иерархии и принимает consolamentum. «Бернард Оливи, епископ еретиков из Тулузы, потребовал и получил от него все его деньги, за исключением тридцати туринских серебряных монет.[5]

            Такая информация относится к периоду великой эмиграции, наступившему после преследований в Лангедоке в середине столетия: заинтересованные люди превращали в денежную форму все свое имущество перед отъездом. Однако, во времена толерантности молодой совершенный мог принести только свои семейные права и виды на наследство. Таким образом, взнос одной совершенной оплачивается в виде ренты:

 

Когда его (рыцаря Гийома Тондут де Монтегут из Иль на Тарне, Тарн) мать  пребывала с еретиками, он и его брат вносили для ее нужд ежегодно три кварты пшеницы, пол кварты орехов и десять тулузских су, которые посылали туда, где она находилась. [6]

           

            Совершенный сохраняет свои гражданские права; Церковь  - либо он сам – может потребовать принадлежащей ему части наследства. Один житель Сен-Мартен-Лаланда (Од) рассказывает, что он:

 

«встретился со своим братом совершенным, когда тот прибыл из Ломбардии. Последний потребовал половины владений и всего иного добра, и он с ним долго спорил. (causatus fuit). В его отсутствие и на глазах у его жены, брат-совершенный «взломал сундук и вытянул из него документы (cartas). [7]

 

            Таким образом, Церковь практически дошла даже до владения некоторыми феодальными правами, по поводу которых пыталась спорить со знатью, если та присваивала их себе, пользуясь событиями. Так, открыто возвратившись в Монреаль (Од) около 1224 года, совершенный потребовал от Везиады, жены Понса де Кастийон, рыцаря из Требонс (Верхняя Гаронна) платежи (usagia), которые она получала[8].

            Сама личность совершенного могла представлять в те времена элемент имущества, если это был крепостной (серв) или крестьянин, долженствующий платить налоги. Они принимали Правила, чтобы уйти от своего хозяина[9], но иногда случалось, что последний, если не был верующим, мог потребовать от катарской Церкви возвращения своей собственности.

 

Раймонд Азема, рыцарь из Ланта (Верхняя Гаронна)… привел Раймонда Эстев из Ланта в лес Понса де Монс; они там встретились с совершенным Понсом де Сагорнак и его товарищами. Раймонд сразу же заявил совершенным, чтобы они вернули ему Понса из Лассерр, которого они сделали совершенным, поскольку он был его человеком.[10]

 

            Мы знаем, что эти права, столь неопределенные во времена войн или репрессий, санкционировались отказом в consolamentum умирающим, которые присваивали имущество Церкви, разве что у них не было уже материальной возможности их вернуть. У нас есть, кстати, довольно забавный пример:

 

Пьер Гаск (из Фанжу, Од)… зашел к цирюльнику Пьеру Фурнье и, пожелав зажечь свечу, увидел совершенных Раймонда Ригота с его товарищем. Пьер Фурнье, будучи болен, попросил совершенных, чтобы дали ему утешение, они же ответили ему, что не сделают этого, пока он не вернет им того, что его отец и мать дали им на смертном одре. Он ответил им, что у него есть 26 сетье (мера объема) вина, и что он даст столько этого вина, а также зерна, сколько они сочтут нужным в уплату за его отца, мать и за него самого. Однако они не хотели этого принять, поскольку это не было установленным обычаем (consuetudo)в их секте. Тогда больной вышвырнул их из дома и осыпал многочисленными оскорблениями.[11]



[1]Guillaume de Puylaurens, prologue, ed. cit., p. 23. 

[2] Изд. Thouzellier, Une somme anti-cathare, le Liber contra Manicheos de Durand de Huesca, Louvain 1964, pp. 119-120.

[3]Op. cit., c. 1566.

[4]J. Fournier, I, p. 219. Хвалились тем, что вытянули у них 50 ливров ренты (ibid., p. 269). В тот же период житель Альби говорит, что «если поверит и присоединится к катарам, то дадут они ему золота и серебра». (Рук. лат. 11847 B.N. Paris, изд. G. Davis, The Inquisition at Albi, New York 1958, p. 190, а также pp. 224 et 232).

[5]Doat XXVI, f° 15 v°.

[6]Doat XXII, ff* 73 r-v° (Перед Крестовым Походом).

[7]Рук. 609 Тулуза, f 34 r. (Около 1225 г.).

[8]Ibid., f 181 V .

[9]Ibid., ffos 175 v° (Сен-Жермье, Верхняя Гаронна, около 1230) ; 180 v- (Виллесискл, Од, около 1205).

[10]Ibid., P 201 r° (Ланта, Верхняя Гаронна, около 1231 г.).

[11]Cм. supra, p. 160.


Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments