credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VI. Церковь. Продолжение 6

VI.2.6. ПАПА

           Наличие – фактическое или юридическое – ступени иерархии, высшей по отношению к епископу, трудно выяснить.

           Если речь идет о титуле архиепископа, то мы располагаем упоминанием хрониста Обри де Труафонтен об «архиепископе Моранис» [1], сожженном 13 мая 1239 года в Мон-Эме в Шампани вместе со 182 другими катарами[2]. Контекст описания не позволяет «ухватиться» за это упоминание.

         

Более многочисленны источники, говорящие о папе.

           Катары Рейнских земель, описанные в 1143 году Эвервином, утверждают, что «их вера хранилась в Греции и некоторых других странах», и что у них «есть свой папа» .[3]

           Иоахим Флорский через полвека пишет, что «заявляют они, что у них есть папа» [4]

           Человек из окружения легата Конрада, кардинал-епископ из Порто, в предвидении собора в Сенсе 1223 года, заявляет о существовании антипапы, на которого ссылаются альбигойцы, резиденция которого находится «у болгар, в Хорватии и Далмации, возле народа венгерского» [5]. Хотя ни источники, ни текстуальная традиция этого документа не вызывают никакого доверия, не все в нем является вымышленным от начала до конца.

           Зимой 1228 года был задержан и сожжен некий Гийом, папа альбигойцев (Albiensium apostolus), поять-таки согласно тому же Обри де Труафонтену, который никоим образом не детализирует ни местности, ни личности.

           Анонимные Акты архиепископов Трева упоминают о кременах архиепископа Дитриха фон Виед (1212-1242 гг., а на самом деле – около 1231 г.):

В то время епископ Тревский предводительствовал синодом, где публично заявил, что у еретиков его епархии есть епископ, которому они дали его, Дитриха, имя, и что они должны были поступать точно так же с епископами в (иных) краях. У них есть общий папа, которого они называют Григорием, по имени епископа католической Церкви, чтобы в том случае, если их спросят об их вере, они могли бы ответить, что у них та же вера, что и у папы Григория и у епископа с таким-то и таким-то именем (говорят наше имя, а думают о своем[6]).

           В жизнеописании Григория IX говорится о том, что папа был в Витербо в 1237-1238 гг., и осудил там многих еретиков, «один из которых, Джованни из Беневенто, считался их папой[7]»

           Пастух из региона Арьеж в начале XIV века говорил о временах, когда у катаров был папа:

Я слыхал, как этот Совершенный (Белибаст) говорил, что Христос передал власть, которую имел, святому Петру, а святой Петр передал ее своим наследникам-апостолам. Когда у катаров были папы, то эти папы по очереди имели эту власть. Состояла она в том, что то, что они связали на земле, было связано и на небе, а то, что развязали на земле, было развязано на небе. Вот почему, когда их папа отпускал кому-либо грехи или принимал его в секту, и этот человек умирал, то он сразу же попадал в рай, а если же проходил через огонь чистилища…[8]

           Здесь можно прервать цитату, поскольку этот отрывок явно вымышлен.

           Еще в 1388 году один житель Чьери, около Турина, принятый в секту патаренами, один из которых происходил из Славонии, говорит, что «их иерарх является истинным папой» [9].

           Ясно, что катары и католики верили, или, по крайней мере, утверждали, что у катаров был папа; первые из обычного тщеславия, а вторые для того, чтобы преувеличить опасность для ортодоксии, с аллюзиями к антихристу.

           Это фактор, который нельзя просто отставить в сторону, но он не освобождает нас от необходимости критического анализа. Трудно дискутировать об информации, предоставляемой Обри, поскольку мы ничего не знаем об иерархии северной Франции XIII века. Информация архиепископа Тревского более правдоподобна, поскольку хотя бы отвечает вербальным обычаям совершенных. Обычаи эти были известны инквизитору Роберу ле Бугру, которые в те времена боролся с еретиками[10]: ответы с двойным значением, которые давали допрашиваемые катары, позже сделались шаблоном в учебниках для использования инквизиторами. Но является ли эта иерархия, одноименная ортодоксальной, выдумкой Робера ле Бугра, или же плодом знания реальных обстоятельств?

           Единственным фактом, поставившим точку в этой дискуссии, был бы аутентичный акт, в котором какое-либо лицо было бы указано первым из епископов разных Церквей, первым по достоинству, авторитету и даже власти.

           Вроде бы так обстоит дело с миссией константинопольского[11] епископа Ницетаса в 1167 году. В Сан-Фелис-Лаурагэ (Верхняя Гаронна) он делит Церковь Альби на четыре новых епархии (Альби, Тулуза, Ажен, Каркассон); создает Ломбардскую Церковь, вновь уделяет утешение ( а также одновременно совершает новые крещения-посвящения) всем иерархам, вместе с получившими прежде достоинство иерархов епископами Франции и Альби.

           Но с другой стороны, епископ Альби разрешает и санкционирует это разделение[12], что вполне естественно, а епископов избрали уже внутри этих фактически существующих Церквей.

           Сравнение с папой или католическим архиепископом было бы в данном случае бессмысленным, можно только говорить о существовании иерархии, имеющей разную власть, в зависимости от старшинства Церквей. Ницетас представляет Церковь-мать для Церквей Франции, «орден Драговицы». Церковь Альби является тем же самым для средиземноморских Церквей.

           То же понятие старшинства является внутренним руководящим принципом (prioratus) всякой катарской Церкви, и оно, независимо от посвящений, встречается и здесь.

           Так, титул Ницетаса является попросту титулом «отца» (papas)[13], подобно тому, как титул главы Боснийской Церкви звучит как died (дед).

           По крайней мере, когда епископ Каркассес Изарн или его преемник Петр Полен составляли копию разграничительного документа, которой являются Акты Сан-Фелис, то прочитывали это слово как «папа» (papa) [14].

           Теоретическая власть этого иерарха, который сам подчеркивает основу независимости Церквей, согласно апостольской модели, является достаточно слабой:

           Вы попросили меня, чтобы я сказал вам, являлась ли независимость первых Церквей широкой или узкой. Скажу Вам, что семь Церквей Азии (Откр. 1,4) были разделены и разграничены между собою, и ни одна из них не вмешивалась в прерогативы другой. Церкви Романии, Драговицы, земли Милингов, Болгарии и Далмации являются разделенными и разграниченными, и ни одна из них не делает ничего против прерогатив другой; так живут они в мире между собою.

           Еще слабее представляется его фактическая власть, особенно если вспомнить раскол в Ломбардии и неопределенность контактов во времена репрессий. Хотя не стоит требовать слишком многого. Православное христианство в 1167 году тоже подчинялось двум папам и многочисленным восточным патриархам.




[1]Издевательская аллюзия по поводу престола этого иерарха из Шампани, Морэн-ле-Петит (Марн).

[2]Recueil des Historiens de la France, t. XXI, p. 623.

[3]PL 182, c. 679 : et suum papam habent..

[4]Expositio in Apocalipsim, цит. C. Thouzellier, Catharisme et Valdeisme enLanguedoc, Paris 1966, p. 118, n. 49 : apostolicum cui omnes obediant se fatentur habere.

[5]Этот фрагмент отсутствует в чтении Гугона (Sacrae antiquitatis monumenta, Estival 1725, t. I, p. 115), единственном болем-менее правдоподобном фрагменте этого письма. Он фигурирует в очень правленном тексте Мартена и Дюрана Martène et Durand, Thesaurus, Paris 1717, t. I,c. 902..

[6]Mansi, Amplissima collectio... conciliorum, t. XXIII, ce. 243-244, после Mar•tène et Durand, Veterum monumenta. .., t. IV, p. 244..

[7]Изд. Muratori, Rerum Italicarum scriptores, t. III, pars I, Milan 1723, p. 581.

[8]J. Fournier, t. II, p. 496.

[9]Инквизиция Турина, изд. Dollinger, op. cit., t. II, p. 266 : sed est verus papa maior inter eos. Упоминание, что главу Боснийской Церкви считали папой, возможно содержится в письме кардинала Конрада (некоторые источники содержат текст in finibus Bunnorum а не Bulgarorum); это также подтверждается в резюме доктрины боснийских патаренов в Венской рукописи XIV века: « Они говорять, что они - Церковь Христова и наследники апостолов, поскольку среди них есть лицо, которого они называют Наместником Христа или же наследником Святого Петра». (Dollinger, op. cit., t. I, p. 242).

[10]См. supra, p. 191, n. 120.

[11]Ансельм Александрийский, Tractatus de hereticis, изд. Dondaine, La hierarchie, II, op. cit., p. 309 : Quidam qui vocabatur papas Nicheta, qui episcopus erat illorum de Constantinopolim..

[12]Cum consilio et voluntati et solutione епископа Альби. Даже Церковь Каркассона отделилась от уже фактически существующей Тулузской Церкви «по просьбе и указанию» Тулузской Церкви (rogatus et mandants ab Ecclesia Tolosana. Op. cit. supra, n. 72.

[13]Эта форма подтверждена в цитируемом выше Tractatus и De heresi catharorum in Lombardia, изд. La hierarchie, I, op. cit., p. 306.

[14]Это слово не фигурировало в оригинале, иначе было бы adduxit papam Nichinta, а не papa (pp. cit., p. 326).

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Список всех ссылок

    Анн Бренон. Катарский словарик. Предисловие. Анн Бренон. Катарский словарик.Хронология Анн Бренон. Катарский словарик. Буква А. Анн Бренон.…

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments