credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Жизнь и смерть. Первое документальное приложение


ПЕРВОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ: ТЕКСТЫ КАТОЛИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

1. Циркулярное письмо монаха Эрбера о еретиках Перигора (начало ХI века)

 

Рукопись Paris, B.N. ms lat. 1745, f 35 r.

Перевод Пьера Боннасси. «Новая ересь объявилась в мире», в Les Societes meridionales autor de l’An Mil, repertoire des sources et documents commebtes, Paris CNRS Edition, 1992, pp. 457-458.

 

            Всем христианам, на Востоке и Западе, на Севере и Юге, всем тем, кто верит в Христа, мир и благодать во имя Бога-Отца, Его единого Сына, Господа нашего, и Святого Духа.

            Новая ересь объявилась в мире, и ныне ее начали проповедовать псевдо-апостолы; но изначально они были служителями Беззакония. По этой причине мы постарались написать вам это, чтобы вы избегали впадать в эту ересь, чтобы предупредить вас, чтобы вы хранили бдительность.

           

Признано, что в наше время появилось множество еретиков в местности Перигор: чтобы полностью совратить христианский народ, они ведут, как говорят, апостольскую жизнь. Они не едят мяса, они не пьют вина, и особо строго постятся один день из трех. Они совершают сотни коленопреклонений. Они не принимают серебра, а если случится, что оно к ним попадет, они благочинно его раздают.

            Но их секта чрезвычайно извращенная, тайная и испорченная. Они не заходят в храмы, разве что с целью что-нибудь испортить. Они никогда не говорят «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», но вместо этого они говорят: «Ибо Твое есть Царствие и власть над всеми творениями вовеки веков, аминь». Они говорят, что пожертвования не значат ничего, и что не следует ничего брать, что не является вашим. Месса для них ничего не значит, и они учат не принимать причастие, но только куски благословленного хлеба. Они уверяют, что церковное пение - это суета и изобретено только для того, чтобы приносить людям удовольствие. И если кто-нибудь из них поет на мессе с лживыми намерениями, то не говорит канонических слов и не причащается, а наклоняется за алтарь или в сторону, и выплевывает облатку в угол или за алтарь. Они не поклоняются ни распятию, ни статуе Господа, и если бы они могли, то помешали бы всякому поклонению: так, проходя перед распятием, они говорят: «О,. несчастны те, кто поклоняются вам, как сказал псалмопевец, идолам язычников, и т.д.» (Пс. 113, 12; 134, 15).

            И они вовлекли многих людей в эту ересь: и не только мирян, которые оставили все свое добро, но также клириков, священников, монахов и монахинь.

            Они также умеют становиться невидимыми для тех, кто ищет поймать их и отдать на смерть и муки. И они также делают много чудес. Любой человек, даже простой крестьянин, если присоединится к ним, то не проходит и восьми дней, как он уже знает буквы, слова и выражения, и никто потом не в состоянии превзойти его в этом. Они неуязвимы, и даже будучи пойманными, освобождаются от пут, которые не могут их удержать.

            Также я, Эрбер, смиреннейший из монахов, автор сего письма… (далее следует описание лживого чуда, совершенного еретиками)…

            В данное время они тайно проникают в эту местность и еще другие места.

 

2. Письмо Эвервина, аббата Штайнфельда, святому Бернару. 1143год

 

Patrologie Latine, vol. 182. col. 676-680. Приложение к письмам святого Бернара.

Перевод Анн Бренон в Heresis 25, 1995. Отрывки.

 

            Почитаемому господину и отцу, Бернарду, аббату Клерво, Эвервин, скромный служитель Штайнфельда…

(…) Недавно у нас, возле Кельна, открыли еретиков, из коих некоторые, к нашему удовлетворению, вернулись в Церковь. Двое из них, а именно тот, кого они называли своим епископом, и его товарищ, спорили с нами на собрании клириков и мирян, где присутствовал Монсеньор архиепископ с людьми из высшей аристократии; и они защищали свою ересь словами Христа и апостолов (…).

Слыша это, их трижды увещевали, но они отказались придти к раскаянию; тогда их схватили и забрали от нас слишком ревностные люди, бросили их в огонь и сожгли. И что самое удивительное, они вступали в огонь и переносили муки не только с терпением, но даже с радостью. По этому поводу, святой отец, я хочу от тебя ответа: как такое возможно, чтобы эти сыны дьявола могли выказывать в своей ереси мужество такой силы, коей вера Христова вдохновляет истинных служителей Божьих?

Вот какова их ересь. Они говорят, что они сами – это Церковь, потому что они одни следуют Христу; и что они остаются истинными последователями апостольской жизни, потому что они не ищут ничего от мира и не владеют ни домами, ни полями, никаким серебром. Как Христос не владел ничем сам, так Он не разрешал и Своим ученикам ничем владеть.

«Но вы, - говорят они нам, вы прибавляете дом к дому и поле к полю, и вы ищете того, что от мира; и даже те среди вас, которые считаются наиболее совершенными, то есть монахи и каноники, если не владеют ничем таким лично, то владеют сообща, то есть все-таки владеют».

Сами о себе они говорят: «Мы, бедняки Христовы, бежим, гонимые из города в город (Mт.: 10, 23), как овцы среди волков (Mт. 10,16), и мы сносим гонения как апостолы и мученики; однако мы ведем жизнь святую и преисполненную лишений, в постах и воздержании, посвящая свои дни и ночи молитвам и работе, и не ищем никакого вознаграждения своему труду, кроме как необходимого для поддержания жизни нашей. Мы придерживаемся всего этого, ибо мы - не от мира сего; но вы, любящие мир, вы заключили сделку с миром, потому что вы - от мира (Парафраза Ио. 15, 19). Лживые апостолы, изменившие Слову Христову, вы ищете тех, кому вы принадлежите, вы свернули с пути, вы и отцы ваши. Мы же и отцы нашинаследники апостолов, и остаемся ими по благодати Христовой, и так будет до конца времен. И чтобы различить вас и нас, Христос сказал: «По плодам их узнаете их» (Mт. 7,16). Наши плодыэто наследование Христа."

За трапезой им запрещено молоко и всякие молочные продукты, и всё, что происходит от совокупления. И они спорили с нами по этому поводу. О своих таинствах они говорили скрыто; однако ясно признали, что за своим столом, каждый день, когда они едят, то, по примеру Христа и апостолов, освящают Господней молитвой свою трапезу и напитки, как тело и кровь Христову, чтобы тоже вкушать тело и кровь Христову. Они говорят, что мы в области таинств не держимся правды, а иллюзий человеческой традиции.

Они публично признали также, что крещены и крестят, но не водой, а огнем и Духом, ссылаясь на свидетельство Иоанна Крестителя, крестившего водой и сказавшего о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мт 3, 11); и в другом месте: «Я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ио 1, 26), и Который крестит вас иным крещением, не водным.

И о том, что такое крещение через возложение рук практиковалось, они принимаются демонстрировать свидетельством Луки, который в Деяниях апостолов, описывая крещение, когда Павла принял Анания по предписанию Христа, не упоминает ни о какой воде, но только о возложении рук; и всё, что они встречают в Деяниях апостолов, равно как и в Посланиях Павла, по поводу возложения рук, то пытаются приписать к этому крещению. А если кто-то из них будет крещен, они называют его избранным, говоря, что он имеет власть крестить других людей и достоин за своим столом освящать тело и кровь Христову.

Вначале они из числа тех, кого называют слушателями, через возложение рук принимают в верующие; тогда те могут участвовать в их молитвах, и если их испытания будут удовлетворительны, то тоже становятся избранными.

О нашем крещении они не заботятся. Они осуждают брак, но я не мог у них добиться, почему, то ли они не осмеливались этого признать, но, скорее всего, им самим это было неведомо.

Существуют еще и другие еретики в наших местах, которые всегда ссорятся с первыми. Впрочем, мы обнаружили, что между ними вечно ведутся дебаты и несогласия. Они говорят, что тело Христово не может присутствовать на алтаре и что ни один из священников Церкви не может осуществить этого. Они говорят, что апостольское достоинство было Церковью утрачено в связи с вовлечением в мирские дела, и что трон святого Петра, прекратив борьбу за Добро, как это делал сам Петр, утратил право посвящать, данное Петру. И поскольку Церковь утратила эту власть, ее архиепископы, живущие по-мирски внутри Церкви, не могут принимать и посвящать других. Чтобы подкрепить свою аргументацию, они цитируют слова Христа: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи…» (являются ли описанные в тексте другие еретики прото-вальденсами?)

(…) Я призываю тебя, святой Отец, проявить бдительность относительно этих многоголовых демонов и направить свое перо против этих хищников (…) Знай также, что еретики, которые вернулись в Церковь, сказали нам, что их огромное количество, и что они распространены почти по всему миру, и что среди них есть много наших клириков и монахов. Те, которых сожгли, говорили в свою защиту, что эта ересь скрывалась со времен мучеников до наших дней, и что она пребывала в Греции и в других землях. И эти еретики называют себя апостолами, и у них есть папа. Другие еретики отвергают нашего папу, но они, по крайней мере, не претендуют иметь кого-то другого на его месте. Среди этих апостолов Сатаны есть и женщины, целомудренные (как они претендуют), вдовы, девицы или их жены, причем одни среди избранных, другие среди верующих, и всё это по примеру апостолов, которые разрешали приводить женщин.

Пусть Господь даст тебе всех благ.


Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Жизнь и смерть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments