credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Жизнь и смерть. Ч.2. Как их распознать?


4. Как их распознать?

 

         Церковь, или точнее, собрание Церквей Добрых Христиан, четко и недвусмысленно определена в тех самых текстах XII века, которые и наградили их именем катары. Уже там можно различить основные черты этих общин христианских диссидентов конца XII столетия - они точны и богаты подробностями. Но в основном те же характеристики, только в разбросанном виде, встречаются и в различных текстах, описывающих взрыв ересей предыдущего столетия. Колдунов и других манихеев Тысячелетия и XI века, существовавших за полтора столетия до изобретения названия катары, все чаще и чаще считают пред-катарами или прото-катарами, то есть катарами до появления самого термина.

        

При этом мы не можем ограничиваться явно карикатурными донесениями хронистов[1]. В контексте христианства эпохи Тысячелетия, апогея клюнийской духовности, мы отмечаем пробуждение некоторого религиозного народного сознания: настоящей жажды Евангелия, одновременно находящейся под влиянием монашеских идеалов и глубинных требований народа, оказавшегося в состоянии духовного голода в то время, как условия жизни постепенно становились все более сносными и легкими. Далекие от того, чтобы быть слугами дьявола, еретики просто пытались достичь христианского Спасения.

         Существуют и другие документы, которые помогают нам понять место еретиков в их универсуме и увидеть их настоящие образы. Сохранилась сводка об акте церковного правосудия, совершенного в Аррасе Жераром, епископом Камбре, который разбирал дело группы еретиков, выявленных в городе[2]. Она составлена в очень умеренном и точном стиле, контрастирующим с фольклором хронистов; дело выглядит намного более серьезным. Допрашиваемые еретики, очевидно, были простыми мирянами, возможно, жителями города. Их спрашивали, отрицают ли они таинства (крещение, причастие, покаяние, брак), а также иерархическую организацию Церкви и культ святых. Они просто отвечали, что их Законом является Евангелие, а образцом жизни - или дисциплиной - модель апостольской жизни (Деяния и Послания). Они отрицали другие святые книги, то есть, очевидно, Ветхий Завет. Чтобы оправдать отказ от крещения, они выдвинули три достаточно разумных и логичных аргумента: дурные нравы священников обесценили всю действенность полученного ими таинства; когда человек говорит, что не будет больше грешить, а потом грешит всю жизнь - это ложь; и во всяком случае, привлечение к обряду третьего лица, крестного отца, не имеет никакой ценности для маленького ребенка, который ничего не понимает и ничего не хочет…

         Что касается евхаристии, камня преткновения для католицизма, то еретики Арраса не видели в этом «ничего иного, что видят телесные глаза», то есть исключительно хлеб и вино; они отрицали Преосуществление.

         Все эти аргументы, звучащие у катаров XII столетия как лейтмотив, появляются уже у многих еретических групп начала Тысячелетия. Не забудем также, что люди, дававшие показания в Аррасе, называли «Праведностью» свои правила евангельской жизни (отказ от мира, целомудрие, ненасилие, любовь) - именно то, что катары определяли выражением «Правила Справедливости и Правды». Потому окончательно отвернувшись от гротескного образа колдунов, мы начинаем различать в еретиках очень религиозных людей, отстаивавших образ жизни согласно Писаниям Нового Завета, и противостоявших практикам и организации Римской Церкви.

         Нам также известно, что они несли с собой и некоторый антиклерикализм: начиная с Лиотара, разбившего распятие в часовне. Но среди этих критических и почти рационалистических христиан есть и другие примеры - в основном они высмеивали предрассудки своего клира. А ведь это происходило во времена, когда весьма модны были литургические спектакли и культ святых реликвий: оправленные в золото мощи несли во время процессий, во славе, вместе со статуями святых, чтобы привлечь внимание Бога к урожаю, чтобы демонстрировать чудеса простым людям и призывать кару Божью на маловерных. Рано или поздно это вызывало такой же юмор и насмешки, как и у Добрых Людей, катаров последующих столетий, по поводу благочестивых практик католической Церкви. Они также сохранили и рационалистическую традицию интерпретации многих мест Евангелия…

         Сам Адемар де Шабаннес, хронист, с которым мы уже встречались по поводу истории Лиотара и сожженных в Орлеане каноников, в других поучительных книгах описывает диссидентов эпохи Тысячелетия, этих манихеев, которые, согласно ему, зачастили в Аквитанию, как уже разделенных на верных и клир - «еретических слуг дьявола»[3]. Краткий портрет диссидента, который рисует Адемар, вполне можно применить и к катарам: «Они говорят, как философы и ведут себя, как святые». Но Адемар уточняет, разумеется, что все это не более, чем лицемерие, притворный аскетизм, напускные добродетели и фальшивое целомудрие. Другие свидетельства того времени тоже говорят о прекрасных способностях еретиков к проповедничеству и приписывают это дьявольской силе. Но сами еретики, как в Аррасе, отстаивали свою евангельскую практику и апостольскую дисциплину. Катары последующих столетий выявили себя как чрезвычайно убедительные проповедники.

         Современные медиевисты отмечают, сравнивая между собой бесконечное количество документов, что в первые годы XI века существовали настоящие религиозные общины, где еще не было четкой разницы между диссидентством и ортодоксией. Там были мужчины и женщины, клирики, монахи и миряне - и все они были спаяны авторитетом и следованием священному тексту - Новому Завету, который они противопоставляли Ветхому[4]. Они проповедовали Евангелие. Идеал, который они провозглашали, был возвращением к чистоте идеалов и практикам ранней Церкви. Они не требовали создавать новую Церковь, более праведную, чем уже существующая: они хотели вернуться к истокам христианства. Они хотели реставрировать Церковь Христа и апостолов Его.

         Катаризм как таковой очень ясно проявляется в начале XII века как завершение этого идеала романских времен: он четко определяет себя как единственную и истинную Церковь Христа и апостолов.

         Мы можем резюмировать в целом главные характерные черты, общие для еретиков XI века и катаров XII века: рационализм и антиклерикализм, отказ от суеверных религиозных практик, таких как культ икон, статуй святых и реликвий, отрицание иерархии и большинства таинств Римской Церкви - крещения, брака, покаяния и, особенно, евхаристии, требование идеала апостольской жизни и единственного авторитета Нового Завета, демонстративные благочестие и аскетизм и мастерская проповедь Писания. Но эти характеристики слишком абстрактны, слишком свойственны общей духовности того времени, чтобы в одном очерке точно и безошибочно распознать «прото-катаров» в еретических общинах, составлявших религиозную закваску XI века[5].



[1] По этому поводу см. недавние исследования в очень новаторской статье Андре Вошеза: «Черти и еретики: реакция Церкви и общества в Западной Европе на религиозные диссидентские движения конца Х начала XII века» в Settimane di Studio sullAlto Medioevo, Spolete, 1989, pp. 573-601.  

[2] Перевод и прекрасные комментарии к этому тексту принадлежат Ги Лобришону, La religion des laics en Occident, XI-XIV siecles, Hachette, 1994.  

[3] Здесь имеется в виду неопубликованная ранее проповедь об евхаристии, изданная Пьером Боннасси и Ришардом Ландес, в исключительно интересном исследовании: «Новая ересь объявилась в мире», в Les Societes meridionales autor de lAn Mil, repertoire des sources et documents commebtes, Paris, C.B.R.S. Edition, 1992, pp. 435-459.  

[4] По этому поводу см. статью Ришарда Ландес «Апостольская жизнь в Аквитании в эпоху Тысячелетия. Мир Божий, культ реликвий и еретические общины», в Annales E. S. C., 46 выпуск, № 3, май-июнь 1991 г. 

[5] Более подробно я разбираю этот вопрос в своей статье: «Ереси эпохи Тысячелетия: новые перспективы в изучении происхождения катаризма», в Heresis, № 24, 1995, рр. 21-36. 


Tags: Анн Бренон книги, Анн Бренон. Жизнь и смерть
Subscribe

  • Я вас всех люблю. Извините.

    Это были последние слова Василия Мойсея из Луцка, которому пуля снайпера попала в грудь. В те дни, самые страшные и горькие, некоторые друзья,…

  • День рождения

    Сегодня Владу Зубенко,харьковчанину из Небесной сотни, исполнилось бы 23 года.

  • Ровно пять месяцев назад

    Тогда на призыв Мустафы пришло 500 человек. Потом мы вышли на этот Майдан. И изменили себя и страну. Некоторые отдали за это жизнь. Мы не должны их…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments