credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VI. Церковь. Продолжение 3.

VI.2.2. ПОСВЯЩЕННЫЙ, СОВЕРШЕННЫЙ, УТЕШЕННЫЙ.


Между статусом верующего и статусом «христианина» существует некий этап: этап дарования молитвы. Первым этот этап описывает Эвервин, называя такого человека «верным»:


Начинают от принятия в достоинство верующих, через возложение рук, тех, которых называют слушателями. Таким образом они получают доступ к участию в их молитвах, до того времени, пока после достаточного их испытания, не соделают из них избранных1.


Как мы уже видели, более поздние, имеющиеся у нас Ритуалы, помещают этот испытательный срок перед Передачей Молитвы («если верующий уже проходит испытания»), после его наступает consolamentum. Возможно, однако, что в мирные времена эти два этапа были разделены, по крайней мере, до конца XII века2.

Впрочем, в конце XII века существует различие между совершенным и утешенным (Алан Лилльский), а также между совершенным и посвященным (Эврар Бетюньский).

Согласно Алану: «Они называют «утешенными» тех, которые недавно пристали к их ереси, и которые в ней еще не утвердились… Они называют «совершенными» тех, которые утвердились в ереси».

Эрменгауд, хотя и более точный, все равно остается неоднозначным: «Тот, которого называют иерархом (prepositus) или епископом, или еще диаконом, руководит другими еретиками, которые ему подчинены. Когда хотят уделить consolamentum мужчине или женщине, тогда тот, которого называют старшим (major) или посвященным, моет руки… Таким образом заканчивается consolamentum. Вот какие лица его совершают: те, которые называют среди них «утешенными». Если нет мужчин, то его уделяют женщины исключительно больным».

Флорентийский Ритуал показывает нам только что принятого члена общины, живущего в одном из домов под руководством старшего или «посвященного», который обучает его катехизису, передает Молитву и уделяет consolamentum.

В Лионском Ритуале наоборот, члена общины, которого принимают, представляет «тот, кто идет (по достоинству – прим.пер.) после старшего», а старший обучает и проводит службу. В Лионском Ритуале мы встречаем понятие ordo, «иерархии» 3 по отношению к consolamentum умирающих. Этот вид consolamentum уделяется теми, «которым Церковь доверила исполнение службы». Этот термин, в отличие от приведенного выше термина «старший» должен определять епископа, Сына или диакона.



1 Ibid., c.678. Скорее всего, эта терминология была взята из описанных св. Августином манихейцев.

2 Примеры будущих совершенных, уже соблюдающих посты в начале XIV века: J. Fournier, III, p. 140, 259.

3 Это слово можно переводить как «орден, посвящение, состояние, ступень иерархии» - прим. пер.


Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment