credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VI. Церковь. Продолжение.


VI.1.3. ИДОЛОПОКЛОНСТВО.

 

            Церковь учит идолопоклонству, поскольку говорит почитать крест и иконы. В первом пункте аргументы практически неизменны со времен богомилов Козьмы:

 

Если бы кто-то убил царского сына куском дерева, неужели это дерево было бы дорого царю? Так и с распятием для Бога.

 

 

Подобные вещи говорит и Эврар Бетюньский:

 

Если бы кто-нибудь увидел собственного сына, повешенным на виселице (или задушенного шнуром, или утопленного в воде, или разрубленного мечом), разве он не возненавидел бы виселицу, шнур, воду или же меч? Потому крест ненавистен в глазах Бога Отца, тот крест, на котором страдал Его Сын.

 

 

Сальво Бурчи:

 

О еретики! (erretici – игра слов), когда простой человек спросит Вас об изображении Христа на кресте (обычные люди охоче смотрят на этот образ), то разве Вам не случается отвечать: «Если бы твоего отца или сына распяли, с радостью бы ты смотрел на этот образ и поместил бы его перед собою?»

 

Точно такие же, или почти такие же аргументы появляются у Монеты, Стефана Бурбонского и в реестре Фурнье:

 

Если бы отца какого-нибудь человека повесили на дереве, то этот человек не почитал бы этого дерева; подобно и с крестом, на котором Сын Божий был распят и по-видимости умер: не следует его любить, почитать или уважать.

 

Крест этот у хороших катаров по меньшей мере должен вызывать равнодушие: «еретики ломают распятия и делают из них орудия», - говорит Козьма. Но согласно Manifestaio Бонакурси, «говорят они, что распятие является знамением Зверя, о котором говорится в Откровении: позор уничтожения в святом месте».

            Остается практически неизменной и традиция относительно иконопочитания. Согласно Козьме, «еретики не почитают икон, но называют их идолами».

«Почитание образов в храмах называют идолопоклонством» - пишет Пьер-де-Во-де-Серней; похожие упоминания мы встречаем и у Сальво Бурчи и Монеты, как и в показаниях XIV века:

 

Говорили, что мы, те, кто придерживается веры Церкви Римской, почитаем идолов, то есть, святые образы, которые в храмах.

 

Эти образы – идолы, о которых предупреждал Сын Божий, когда предписывал молиться в комнате своей (Мф. 6,6).

 

« Когда еретик видел какую-нибудь статую Девы Марии, то говорил мне: «Дай грошик этой Маруське», смеясь над ее изображением. Говорил, что Церковь Божья – это сердце человека, а материальная церковь ничего не стоит; называл идолами изображения Христа и святых, которые там находятся».

Шпильки, которые отпускали катары в сторону культовых изображений, склонили Луку, епископа Тюй, описывающего свои воспоминания, приписать катарам особо злостные деяния:

 

Издевки и пренебрежение распятием Христовым подвигли их создать изображение Распятого с одной стопой на другой, пронзенные только одним гвоздем, пытаясь уничтожить или подвергнуть сомнению веру в святейший крест и традицию святых Отцов, вводя нечто новомодное. Мы продемонстрируем это еще лучшим образом, описывая то, что произошло в одном замке на границе Галлии, под названием Монклюс, о котором уже шла речь. В те времена, когда ересь манихеев разрасталась в Галлии на наших глазах… несколько их верующих по дьявольскому наущению сделали одноглазую и кривую статую пресвятой Матери Божьей… Они делали вид, что страдают различными болезнями, чтобы впоследствии выдать себя за чудесным образом выздоровевших с помощью этого изображения. По городам и весям пошла слава этих «чудес», словно бы они были истинными. Многие священники, движимые набожностью, устанавливали подобные статуи в своих храмах. Видя это, еретики выявили сокрытую истину, и принялись смеяться над толпами, которые собирались к этим образам[1]»

 

            Этот рассказ, даже если он и неправдив, содержит интересную для историка информацию.

            Само собой разумеется, что реликвии или изображения святых не совершают чудес. Христос тоже их не творил, а совершал только духовные исцеления.

            Церкви – это только здания. «Не утомляются повторять, что Церковь не является материальным местом, но только и исключительно собранием верующих, поскольку, как они говорят, место не имеет никакого значения для молитвы. Раз Бог повсюду, то можно Его почитать и молиться Ему везде. Они пытаются обосновать это словами Иисуса, обращенными к самаритянке: «…Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». (Иоан.4:23). Тезис этот, повторяющийся на протяжении всего существования подобной полемики, ясно выражен верующими конца XIII века:

 

В День Трех Царей я сказал своему отцу в присутствии Бернарда из Жюнак (Арьеж) в зале замка Жюнак, что хочу следующей ночью пойти на бдения в честь святого Юлиана (которому посвящена церковь св. Юлиана в Жюнак). Бернард сказал мне с издевкой: «О! ты собираешься посветить (свечой) на стенки!»

 

            Колокольный звон постоянно осуждается: «называют они церковные колокола диавольскими трубами», пишет Пьер-де-Во-де Серней, а через сто лет Белибаст называл кологола «рогами» и говорил, что они «трубят».

            Не в лучшем ключе толковали и литургическое пение: «Непрестанно смеетесь над песнями, которые поют в посвященных церквях», - предъявляет претензии катарам Эврар Бетюньский. Тулузец Пьер Гарсиас говорил в 1247 году, что «а все те, кто надрывает горло в храмах и поет что-то невразумительное, обманывают легковерный люд».

            Если же речь заходила о таинствах, а особенно о Евхаристии и крещении, то мы уже говорили о донатистской критике, которой подвергали их катары.



[1] Maxima Bibliotheca Patrum, t. XXV, pp.222-223. Правда, непонятно, где именно находился этот Монклюс.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments