?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Апостолы и откровение (IV.2.2.)

           Идею, согласно которой двенадцать апостолов были духовными существами, мы находим в трактате Pistis Sophia.

           Согласно Оригену, апостолы были «простыми людьми без образования, но они смогли быть настолько смелыми, чтобы проповедовать людям христианскую религию только благодаря силе, благодати, которая была им дана и которая сопутствовала им в их проповедях» [1]{C}.

           Если говорить о сравнении апостолов с двенадцатью корзинами (Матф.14:16-21), то Алкуину оно кажется  классическим; появляется оно также в Catenie святого Фомы Аквинского {C}[2]{C}.

Метампсихоз (V.1.)

           Согласно Иосифу Флавию, фарисеи верили, что души праведников, бессмертные и являющиеся частью Бога, возвращаются после Суда в тела. Сам он также разделял этот взгляд. {C}[3]{C}

           Описанные Епифанием маркианиты также верили в переселение души из тела в тело, подобно как и гностики, а особенно Василид, согласно Клементу Александрийскому{C}[4]{C}.

           Ориген многократно отрицал, что верит в метампсихоз, по крайней мере, в категориях одного и того же мира. Однако его колебаний и двузначных формулировок хватило, чтобы Иероним смог приписать ему высказывания, одно из которых очень похоже на слова Белибаста:

           Из-за боли наказания и горящего огня, она (душа) желает быть диким зверем, населять воды и волны и войти в тело того или иного зверя. Из-за огромной запущенности и страсти, она уплывает и опускается до такой степени, что приходит к выводу, что может вступить в тело неразумных грубых животных{C}[5]{C}.

Ангелы, демоны и мистический брак (V.2.1.)

           Идея, согласно которой по обеим сторонам от человека находятся противоборствующие духи – демон-искуситель и ангел-хранитель – была широко распространена со времен раннего христианства. Мы находим ее у Афинагора, в Пастыре Гермы, у Тертулиана. {C}[6]{C}

           Григорий Нисский ясно это излагает:

           Провидение поместило возле каждого из нас ангела бестелесной природы, чтобы он нас поддерживал… И вот так человек пребывает между двух спутников, которые тянут его в противоположные стороны. {C}[7]{C}

           В своем комментарии к Рим. 2:9 Ориген уже сформулировал идею, что воссоединение с небесным духом возможно лишь для праведных: «И этот Дух соединяется (cohaeret) с душами праведных, которые были ему во всем послушны». {C}[8]{C}

           Эта идея мистического брака была прекрасно известна гностикам, Валентину и Феодоту{C}[9]{C}, но разделялась также и Тертулианом. Во время крещения, по его мнению, «душа получает тот дух Божий, который она получила от дыхания Бога, но утратила вследствие греха» {C}[10]{C}. Согласно Тациану, «души тех, кто живет праведно, обладают сизигией божественности» {C}[11]{C}.

           Принятие Духа является аллегорическим браком. Согласно Тертулиану, душа «является супругой духа» {C}[12]{C}. Согласно Оригену, она «если можно так сказать, связана узами брака с духом»; здесь речь идет о «духовном браке» (πνευματιχοϛγαμοϛ) {C}[13]{C}.  Эту метафору развивает еще ярче Григорий Нисский:

           Это брак, во время которого Возлюбленный, как сказано в Псалме, выходя из чертога брачного, соединился путем мистического возрождения, с Девой – а речь здесь о нас – которая отдавалась идолам как блудница, и которой он вернул нетронутое девство. {C}[14]{C}

           Поэтому нет ничего удивительного в том, что описанные Евфимием Зигабеном монахи «месалиане» употребляли в своих трудах подобные сравнения:

           Испытав приход небесного возлюбленного, души совершенных чувствуют то же наслаждение, как и женщины, которые общаются с мужчинами. {C}[15]{C}

Эсхатология (V.2.2.)

           Для Оригена, как и для его ученика Григория Нисского, разница между полами является следствием падения и исчезнет вместе со Спасением. «Тела растворятся в душах, и не будет никакого различия полов» {C}[16]{C}. «Благодать воскресения из мертвых представлена нам не иначе (через Лук. 20:35-36), как возвращение в первоначальное состояние тех, кто пал… наше возвращение в первоначальное состояние делает нас подобными ангелам» {C}[17]{C}. Вместе с этой спиритуалистической концепцией, корни которой восходят к Филону, мы находим даже у Иеронима, в ту эпоху, когда  он был еще оригенистом, следующую формулировку: «Мужья, будем любить наших жен; души, будем любить наши тела для того, чтобы женщины стали мужчинами, чтобы тела стали душами и чтобы не было больше никакого различия полов». {C}[18]{C}  Ибо возродимся из мертвых мы в мужчине-Христе{C}[19]{C}

           Мотив одеяний и корон, ожидающих в небесах возвращения душ,ипринадлежащихим ранее до падения, связан непосредственно с Видением Исайи (9,24) {C}[20]{C} Но и через два столетия Григорий Нисский будет говорить, что в отличие от «одежд кожаных, которые удерживают нашу природу» Отец вернет своим блудным сынам «одеяния, которые были у нас раньше».

           По мнению Оригена, хотя душа во славе должна пройти через огонь, это пламя ее не обожжет, как свидетельствует об этом Иссайя (43:2). {C}[21]{C} Разумеется, не существует и воскресения в телах:

           Если мы уверуем вместе с Апостолом в то, что тело, воскресая во славе, целомудрии и неуничтожимости, уже становится духовным, то в таком случае мнение, что оно будет вновь способно чувствовать страсти плоти и крови, должно представляться абсурдным и противоречащим тому, что имел в виду Апостол, когда он говорит прямо: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». (1Кор.15:50) {C}[22]{C}

{C}


{C}

{C}[1]{C} Contra Celse, VIII, 47.

{C}[2]{C} In Catena Aurea, op. cit., II, p. 416.

{C}[3]{C} Guerre judaïque 3, 8, 5 ; 2, 8, 14 ; - Antiquités 18, 1, 15, цит. по J. Tunnel, Histoire des dogmes, IV, Paris 1935, pp. 156-157.0.

{C}[4]{C} Epiphane, r., 42,4, цит. по Harnack, op. cit., pp. 364*-365* ; - Extraits de Théodote, изд. Sagnard, p. 118..

{C}[5]{C} Ad Avitum : pro dolore poenarum et ignis ardore, magis eligere ut brutum animal sit et in aquis habitet et fluctibus, ac corpus assumere huius vel illius pectoris - . . . grandis negligentiae atque desidiae est, in tantum unumquemque defluere atque evacuari ut ad vitia veniens irrationabilium iumentorum possit crasso corpore colligari. (Ed. Labourt, op. cit., t. VII, p. 99)..

{C}[6]{C} Cм. Orbe, op cit., pp. 364-365 ; - Rondet, op cit., p 69 ; - P Boyancé, Les deux démons personnels dans l'antiquité grecque et latine, в Revue philosophique, 1965, pp 189-202..

{C}[7]{C} PG 46, c. 997 ; пер. Daniélou, Platonisme..., op. cit., p. 179.

{C}[8]{C} PG 14, c.893.

{C}[9]{C} Irénée, Contra haereses I, 23,1 ; - Extraits, изд. Sagnard, p. 182..

{C}[10]{C} De baptismo V, 43.

{C}[11]{C} Discours au Grecs,цит по Spanneut, op. cit., p. 139..

{C}[12]{C} De anima XLI : animan nubentem spiritui..

{C}[13]{C} In Genesim, hom. I. 15, PG 158 ; In Matthaeum XVII, 21, PG 13, c. 1540, см. Volker, Das Volkommenheitsideal des Origenes, Beitràge zur historischen Théologie 7, Tubingen 1931, p. 105..

{C}[14]{C} PG 44, c. 997 ; - пер. Daniélou, (Platonisme...), p. 179.

{C}[15]{C} PG 130, c. 1285.

{C}[16]{C} Фрагмент in Ephesios V, 272 цит. по Volker, op. cit., p. 46.

{C}[17]{C} De hominis opificio PG 44, c. 189 ; пер. Daniélou, (Sources chrétiennes), op.cit., pp. 163-164.

{C}[18]{C} Иn Ephesios, PL 26, ce. 567-568 : ut et uxores in viros et corpora redigantur in animas. Et nequaquam sit sexuum alia diversitas..

{C}[19]{C} Игра слов: в некоторых языках «мужчина» и «человек» - одно и то же слово.

{C}[20]{C} См. Soderberg, op.cit., р. 244, который помещает этот мотив в контекст ранних религий Ближнего Востока.

{C}[21]{C} Цит по Bigg, op. cit. p. 275

{C}[22]{C} De Principiis II, 10, 3, PG 11, c. 235.

Recent Posts from This Journal

Profile

Революція гідності
credentes
credentes

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy