?

Log in

Previous Entry | Next Entry

ВАЛЬДЕНСЫ, СПИРИТУАЛЫ И АПОСТОЛИКИ

Инквизиция была создана именно для того, чтобы противодействовать катарам. Но другие религиозные движения она тоже преследовала как еретические.

Средневековые ереси в Европе

           Инквизиция оказалась не так уж эффективна в борьбе с движением вальденсов, не имевших такой жесткой структуры, как катарская Церковь, и более приспособленных к тому, чтобы пережить подполье. Раздающиеся то тут, то там по всей Западной Европе в первые годы XII столетия требования евангельской бедности и свободной проповеди Слова Божьего, начиная с 1170 года кристаллизуются вокруг призвания Лионских Бедняков, которых непримиримость церковных властей вначале отбросила в ряды раскольников, а потом - еретиков. Лионские и ломбардские Бедняки, своего рода предшественники нищенствующих орденов, особенно францисканского, радикализировались во время религиозных преследований и рассеялись по Центральной Европе, примкнув к гуситам, а потом к протестантской Реформы 1532 года.

         

Вальденсы отказывались от авторитарных структур иерархии Римской Церкви и подвергали сомнению ценность таинств, полученных из рук недостойного священника. В середине XIII века радикальное крыло францисканцев, спиритуалы, объявили, что хотят быть верными образу жизни святого Франциска и отказались вначале от конвентуального пути своего ордена, а потом от его заангажированности в инквизиторские репрессии. В Лангедоке их поддержали третьи ордена бегинов и бегинок. Приняв пророческие апокалиптические видения иоахиммитов - в той или иной степени последователей Иоахима Флорского, они провозгласили неизбежность явления Церкви Духа Святого, которая свергнет власть насильственной, погрязшей в роскоши и привязанной к материальным благам Римской Церкви, когда эпоха Сына сменится эпохой Духа. В Италии движение апостоликов Герарда Сегарелли и Фра Дольчино стали экстремальным пароксизмом этого религиозного движения, провозгласив одновременно и приход Церкви Духа, и осуществление справедливости в этом мире.

           В первые десятилетия XIV века Инквизиция стала жечь спиритуалов и бегинов в Лангедоке и апостоликов в Италии - одновременно с последними катарами в Лангедоке. В то же время Джон Уиклиф и его лолларды в Великобритании, как позже Ян Гус в Богемии, а потом табориты, настаивали как на моральной и теологической Реформе извращенной Церкви, так и на социальной справедливости.

Анн Бренон. Консилиум, 1997.

Вальденсы: слово и бедность

           Движение вальденсов является прекрасным примером проявления скрытого евангелизма средневекового христианского населения. В нем словно бы сошлись воедино все духовные стремления конца XII столетия - идеал бедной и чистой жизни и ответ на проблему жажды Слова Божьего. Основатель, по которому названо движение, - возможно, мифический - был богатым купцом из-под Лиона, скорее всего, по имени Пьер. Пьер Вальде или Вальдо - абсолютный предшественник подобного демарша Франциска Ассизского тремя десятилетиями позже. О мифичности Пьера Вальдо можно поставить вопрос, как и о том, не является ли его биография ретроспективной копией источников. Но ответа на этот вопрос у нас нет.

           Из того, что нам известно, Пьер Вальдо из Леона раздал свое имущество бедным в присутствии архиепископа Лионского. Третью часть имущества он оставил жене и двоим дочерям, которые (не случайно) вступили в орден Фонтевро. Что касается мотивов его обращения, состоявшегося около 1170 года, то это были размышления над пассажем из Евангелия от Матфея (19, 21): «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». […]

           Вокруг Вальдо собрались Лионские Бедняки - его последователи, мужчины и женщины, проповедовавшие толпам на площадях, пока, наконец, архиепископ Гвишард не прогнал их из Лиона. В 1179 году Александр III по-отечески принял вальденсов на Латеранском соборе «в их евангельской бедности», но посоветовал им слушаться решения архиепископа. По этому поводу клирик Уолтер Мэп, встретив Лионских Бедняков, написал в своей хронике: «Они не имеют постоянного жительства, ходят по дорогам по двое, босые, одетые только в шерстяную тунику. Не имея ничего, они всем владеют сообща, как апостолы. Нагие, они служат Христу нагому».

           В таких же обстоятельствах Лионские Бедняки впервые встретились с Ломбардскими бедняками. Но хотя Пьер Вальдо в марте 1180 года согласился произнести исповедание веры, как того требовали архиепископ и папский легат, Генрих из Клерво, четко отрекаясь от всякого арнольдизма и всякого дуализма, тем не менее, вальденсы скопом были отлучены от Церкви, потому что не хотели отказываться проповедовать. И тогда загорелись первые костры. Вальдо ответил на это парафразой из Деяний Апостолов: Melius obedire Deo quam hominibus (лучше покоряться Богу, нежели человекам).

Profile

Революція гідності
credentes
credentes

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy