?

Log in

Previous Entry | Next Entry

14. Действительно ли катаризм мог привести человечество к вымиранию?

 

Именно католические авторы и комментаторы, которые вычитали в катарских «доктринах» глубинный пессимизм по отношению к миру, настоящую ненависть к телу, глубинное отвращение к телесному, выдвинули – с XIII века – тезис о том, что катаризм привел бы человечество к вымиранию двумя взаимосвязанными путями – запретив размножаться и поощряя самоубийство. Отзвук подобных тезисов можно увидеть даже в наиболее серьезных книгах ХХ века, как «Катары» Арно Борста, ставшей чем-то вроде научного справочника 1950-х годов.

«Их упадок и исчезновение кажутся нам естественными и необходимыми. Что они хотели, то и получили. Они ненавидели мир, и мир их исторг… Их вера соответствовала их судьбе… Нет никакой причины считать такое положение вещей трагедией, потому что катары сами это провоцировали. Этот фатальный исход был тем, что они избрали сами[1]… »


Средневековые противники упрекали их, правда, несколько противоречиво, в сексуальной вседозволенности. Но можно ли действительно считать, что отказ катарских христиан от таинства брака приводил к сексуальной анархии среди их верующих? Это очень старый аргумент, такой же старый, как обличение ереси и чудодейственного порошка Адемаром из Шабаннес. Однако, в связи с их очевидной неправдоподобностью, из католических опровержений позже исчезли темы якобы практикуемых ночных оргий еретиков, и они сосредоточили свою критику на том, что еретики учили своих последователей сексуальной вседозволенности. Фактически, с XI века и времен Грегорианской реформы, еретики обличали новую институцию таинства брака. В целом, их аргументы состояли в том, что брак – это акт социальный (имущественный союз) и физический (телесный союз). Но сакрализовать его – оскорбительно. Бог не имеет ничего общего со всем этим[2].

Правда, из всего хора еретиков, катары заходили дальше всех, фактически считая всякий телесный акт греховным. «Они говорили, что познать свою жену – это такой же грех, как и другую женщину». В браке или вне брака, грех тот же самый. И может быть даже еще хуже в браке, поскольку осуществляется систематически, постоянно и в полной уверенности, что в этом нет никакого греха. Но доходили ли тем самым Добрые Люди до простого запрета телесного акта? Вне всяких сомнений, нет. Но их позиция в этом вопросе, нужно сказать, представляется нелогичной. Конечно, катарские монахи и монахини соблюдали абсолютное целомудрие, ведя посвященную Богу жизнь, как католические монахи и монахини. Хорошо известно, что для них телесный акт, наряду с ложью, убийством или клятвой, стоял в ряду списка грехов, которые они отвергали; однако, основания в Писании обетов целомудрия у катаров и католиков не совсем ясны (хотя известно, что те и другие ссылались на евангельские предписания, осуждающие прелюбодеяние). Но к чему сотрясать воздух перед верующими, которые еще не могут отвергнуть грех, еще до освобождения их от зла путем consolament?

Почему мы слышим, как Добрые Люди повторяли, что в браке или вне брака – грех один и тот же? Ведь на практике мы, наоборот, видим, что те же Добрые Люди поощряли свою паству регулировать социальную и сексуальную жизнь, заключая прочные союзы (разумеется, предпочитая таковые между добрыми верующими), союзы, которые, даже не будучи заключены у алтаря и благословлены священниками, тем не менее, порождали многочисленное потомство? Нет сомнений, что в области сексуальности катарский дискурс нес печать древнего «пуританизма», на который указывает в Х столетии пресвитер Козьма, описывая болгарских богомилов.

Но на практике дело обстояло проще. Клир жил в целомудрии и воздержании, верующие – супружеской жизнью и рожая детей: таков образ катарского общества в Окситании в первые годы XIII века, и образ этот не сильно отличался от католического образа того времени. Конечно, перспектива развода или расставания выглядела в этом обществе не столь трагически, поскольку союз не ассоциировался с таинством; конечно, противозачаточные практики могли быть чем-то обычным и нормальным с точки зрения христиан, которые считали, что Бог не принимает участия в зарождении зародыша. Но все это не мешало добрым катарским верующим женщинам каждый год приводить в мир по ребенку, подобно их католическим соседкам. Катарская Церковь не имела никаких метафизических причин запрещать воспроизводство тел, наоборот, для достижения универсального Спасения, исповедуемого самыми радикальными Добрыми Людьми, постоянное рождение новых тел было необходимо, чтобы все падшие души имели возможность пробудиться к Добру и Евангелию…

Принципиальной разницей между двумя схемами, католической и катарской, было, несомненно, то, что пропорция посвященных девственниц и девственников в катарской Церкви была значительно меньшей, чем среди католических монахов и монахинь. Основной контингент Добрых Мужчин и Добрых Женщин фактически состоял из лиц относительно почтенного возраста, уже зрелых, вдовцов и особенно вдов, которые, перед тем, как вступить в катарский орден, чтобы по-христиански завершить свою жизнь и достичь Спасения, подарили миру семь или девять детей. Это Эксклармонда де Фуа, Гарсенда дю Ма или Аструга де Ламот. Таким образом, можно рискнуть и выдвинуть несколько провокаторский тезис, что целомудрие катарских монахов было менее опасным для выживания человеческого рода, чем целомудрие католических монахов (хотя это, конечно, только если продолжить эту идею до абсурда)…

Следующая серия обвинений против катарской Церкви является более серьезной и тяжелой. Говорится об угрозе человечеству вследствие поощрения самоубийств. Подобное утверждение встречается еще даже в современных книгах, претендующих на серьезность, как «Нечистый» Жана Гиттона, книге, опосредованно вдохновленной знаменитыми «Катарами» Арно Борста. Но это, фактически, бессмыслица, порожденная недостаточной исторической информацией. Основой подобных утверждений является легенда или полулегенда об endura.

Это не значит, что endura не существовало. Но это слово вовсе не означает голодовку с намерением покончить с собой. Жан Дювернуа первым, в 1976 году собрал воедино все элементы, рассмотрел этот вопрос и восстановил реальность фактов[3]. Несколько свидетельств перед Инквизицией начала XIV века описывают практику абсолютного поста – только на воде, или на хлебе и воде – больных после consolament, полученном на ложе смерти. Сам церковный трибунал, по-видимому, интерпретировал эти практики как самоубийство, или в любом случае призванные ускорить смерть. Следует отметить, что подобная практика никогда не упоминается в более ранних свидетельствах, в реестрах Инквизиции XIII века, достаточно многочисленных и богатых примерами consolament умирающих. Слово endura означает пост. Мы встречаем его употребление в XIII веке для обозначения поста, который добровольно держал Христос во время сорока дней, проведенных в пустыне.

В начале XIV века, после ста лет преследований и систематической травли, катарская Церковь умирала. Только несколько мужественных Добрых Людей еще прятались, подверженные опасности подполья и доносов. Семьи добрых верующих жили в страхе, что у них не хватит времени, чтобы обеспечить Счастливый Конец для своих больных. И если чудом в дом вовремя приходил кто-то из подпольных Добрых Людей, утешенный больной не хотел утратить возможности спасти свою душу, полученную такой дорогой ценой и в такой опасности. Получив утешение, больной становился христианином, и отныне должен был жить, как христианин, соблюдая все правила Закона Жизни: а если у него не получалось, если он нарушал обеты, он снова впадал в грех и утрачивал Спасение. Таким образом, endura была всего лишь соблюдением на ложе смерти правил жизни Добрых Христиан, и особенно правил религиозной диеты: отказ от всякой мясной пищи, ритуальные посты на хлебе и воде, и литургические молитвы перед каждой трапезой. Пока больной был в состоянии говорить Pater, он мог есть хлеб и пить воду; если он был не в состоянии этого делать, то для того, чтобы есть, ему следовало дожидаться возможного возвращения своих братьев, Добрых Людей, чтобы принимать пищу в их обществе.

Из показаний перед последней окситанской Инквизицией видно также, как Добрые Люди много дней жили в погребе, прячась за бочками, чтобы обеспечить счастливый христианский конец молодой умирающей женщине, которой пришли уделить утешение, и помочь ей практиковать вместе с ними обряды их Церкви[4]. Часто там рассказывается о трагических практиках, об исключительных, безотлагательных случаях; речь идет о текстах, свидетельствующих о самых последних годах катаризма, преследуемого и осужденного на смерть. Во времена свободы культов все было иначе. Добрые Люди регулярно посещали дома, содержали умирающих в своих собственных помещениях, имели полную возможность дать им утешение, если надо – повторное утешение всякому больному, который действительно хотел достичь Спасения.

Во времена отчаяния, endurа не была ничем другим, кроме как средством для умирающего практиковать в урезанной форме, в течение нескольких дней или нескольких часов, которые ему еще оставались, евангельскую жизнь Доброго Человека, следуя путем Справедливости и Правды, чтобы спасти свою душу…

На самом деле, случалось довольно часто, что окружение больного, несмотря на рекомендации Добрых Людей, вынужденных бежать в другое место, и думая, что тем самым поддерживают жизнь в больном, пыталось силой влить ему в рот куриный бульон, что могло привести к гибели его души… Случалось также, что режим на хлебе и воде неожиданно приводил к физическому выздоровлению больного. Могло, конечно, случиться, что какой-нибудь отчаявшийся катарский верующий – и даже один из последних Добрых Людей, как юный Санс Меркадье, крещенный in extremis Пьером Отье незадолго до ареста последнего – мог покончить с собой, как и любой католический верный на его месте. Но катарская Церковь не имела призвания ни к смерти, ни даже к мученичеству, хотя в целом она мужественно принимала его, если приходилось, о чем с удивлением вспоминает еще Эвервин из Штайнфельда.

Призванием катарской Церкви было жить, чтобы проповедовать Благую Весть Евангелия для спасения душ. Скорее всего, преследуемые Добрые Люди – возможно, кроме самых последних, видевших все это в великой скорби и печали – не верили, что их Церковь может быть искоренена до такой степени, что полностью исчезнет из этого мира, настолько они в своем сознании были уверены, что продолжают дело апостолов, которых Христос, Сын Божий, послал с миссией Спасения людей. Преследования, которым они подвергались, могли казаться им естественными, более того, признаком истинности Церкви Божьей, ставшей жертвой насилия Церкви злобного мира; но они вряд ли согласились бы с тем, что дорога Спасения, открытая Христом, может быть закрыта из-за человеческого насилия. Так что у них не было никаких причин желать собственного уничтожения, как считала историографическая мысль середины ХХ века.



[1]Arno Borst, Die Katharer, Stuttgart, 1953.

[2]Эта тема прекрасно раскрыта в книге Жоржа Дюби Le chevalier, la femme et le pretre, Hachette, 1981.

[3]Jean Duvernoy, La religion des cathares cit; pp. 164-170.

[4]О подобных примерах рассказывается в моей книге Les femmes cathares, cit; pp. 327-332. Здесь имеется в виду Счастливый Конец Уги, молодой жены владельца Ларната Филиппа де Ларнат.


Comments

( 11 comments — Leave a comment )
stzozo
Jan. 4th, 2012 10:22 am (UTC)
Не прочел полностью, но позвольте ответить.
Быть Совершенным - это не только почетно, но открывает гораздо лучшие перспективы для загробной жизни.
Стать Совершенным - это такой плюс, который веско перевешивает все минусы земной жизни.
В отличии от католических священников и монахов, которым их статус дает лишь небольшой бонус на том свете.
Если бы катаризм успешно развивался - то становилось бы все больше желающих стать Совершенными, и они бы торопились стать таковыми пораньше - не успев родить детей, в пределе, едва достигнув совершеннолетия.
credentes
Jan. 6th, 2012 06:12 pm (UTC)
Вы не первый и не последний, кто подставляет собственную логику на место логики других.
Начиная от того, что сама идея "монашеского ангелизма" была характерна и для католицизма 11 века, а не только для катаризма, и заканчивая тем, что в отличие от католицизма, катаризм не нуждался в девственниках и девственницах. Наоборот, довольно высокий процент такой молодежи характерен для первой и последней фазы катаризма - подполья - а для катаризма "нормального", в тех регионах, где он успешно развивался, подавляющее большинство крестилось после того, как родило и вырастило детей. В большинстве случаев катаризм был возможностью _достойно завершить жизнь_.

С уважением
poiupredatel
Jan. 18th, 2012 05:26 pm (UTC)
Я фигею от такой апологетики. "Да, катары считают секс в браке таким же грехом как прелюбодеяние, ну и что, большая часть населения всё равно жила так-же как и соседи католики" "Да, если соблюдать правильный катарский пост то вероятнее всего в очень скором времени наступит смерть но это не самоубийство, что вы, и вообще это они от отчаяния" В общем то что обычные люди сочли бы несерьёзным отношением к собственным убеждениям здесь считают смягчающим обстоятельством.
Впечатление сводится к одной мысли "строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения"
credentes
Jan. 18th, 2012 06:09 pm (UTC)
Странное у Вас впечатление.
О какой строгости законов Вы вообще говорите? Да, катары считали секс в браке таким же грехом, как и прелюбодеяние - для принявших обеты. Или в православии монахам можно жениться?
Насчет поста - то Вы, простите, что-то придумали, такого в тексте вообще нет. Если соблюдать правильный катарский пост, то можно жить довольно долго. По крайней мере, до 96 лет доживали.
Никакого несерьезного отношения к собственным убеждениям здесь нет - Вы просто пытаетесь так это представить. Причем противоречите себе на каждом шагу. Я могу поверить, что Вы невнимательно читаете текст. Но мне все больше кажется, что Вы и читаете-то эти тексты не для того, чтобы что-то понять. Для того, чтобы кого-то поймать и уличить. Не думаю, что с таким прокурорским подходом Вы вообще в чем-то разберетесь. Да, боюсь, у Вас нет этой цели.

С уважением
poiupredatel
Jan. 23rd, 2012 03:45 pm (UTC)
"О какой строгости законов Вы вообще говорите? Да, катары считали секс в браке таким же грехом, как и прелюбодеяние - для принявших обеты. Или в православии монахам можно жениться?"

В православии монашество это только один из путей к святости. Только при чём здесь монахи? Из вашей же статьи следует что секс это зло и грех в любом случае. Или убийство тоже можно осуждать только для принявших обеты, а мирянам "можно"?

"асчет поста - то Вы, простите, что-то придумали, такого в тексте вообще нет"

Есть, есть. Свидетельства описывали практику поста только на воде, что обычно приводит к смерти. Далее автор начинает оправдываться, что мол смерть была не самоцелью и что подобные практики появились только в последние тяжёлые годы. Сам факт того что автор ссылается на исключительность случаев и тяжесть гонений показывает- подобный пост не представлял ничего хорошего. Сказать "клевета" невозможно, значит нужно давить на жалость и исключительность ситуации.

Никакого несерьезного отношения к собственным убеждениям здесь нет

А не вы ли коментом выше говорили про способ закончить жизнь? Простите, но правильная служба Богу и соответственно спасение своей души это однозначно благое дело и я НЕ ПОНИМАЮ почему бы не занятся этим как можно раньше. Откладывание этого дела на потом явственно отдаёт лицемерием. Да, я понимаю что такая практика в средние века бывала и у католиков и даже у православных. Но они хотя бы признают двусмысленность ситуации а не обьявляют её нормальной и обычной.

"Причем противоречите себе на каждом шагу"

Где именно я себе противоречу?

"Но мне все больше кажется, что Вы и читаете-то эти тексты не для того, чтобы что-то понять. Для того, чтобы кого-то поймать и уличить. Не думаю, что с таким прокурорским подходом Вы вообще в чем-то разберетесь. Да, боюсь, у Вас нет этой цели"

Хммм. Вы печатаете свои тексты для того чтобы оправдать своих единоверцев, показать их праведность и добродетель, очистить доброе имя. Я читаю их чтобы найти ошибки и противоречия в их и ваших убеждениях. Думаю, мы оба в своём праве. Но понимать собеседника важно в любом случае, и для апологетики и для обличения, так что понять вас я пытаюсь вполне добросовестно. Впрочем это не значит что я лишу себя удовольствия трактовать спорные, двусмысленные и туманные места в свою пользу.
credentes
Jan. 29th, 2012 02:03 pm (UTC)
"В православии монашество это только один из путей к святости. "

Ну, а в катаризме - это единственный путь. Это ничего не меняет. Например, в китайском буддизме монашество - один из путей к святости, а в тайском и бирманском - единственный.

"Из вашей же статьи следует что секс это зло и грех в любом случае. "

Из статьи этого не следует. Секс это не зло, это грех для тех, кто покинул светскую жизнь.

"Или убийство тоже можно осуждать только для принявших обеты, а мирянам "можно"?"

Здесь сложнее. Если коротко - в катаризме для клира градации грехов нет, любой грех является смертным. Для мирян такая градация есть. В том числе и по поводу убийств. Тот, кто убивает, будучи военным, совершает грех, в таком состоянии спастись нельзя. Об этом все знали. Но тот, кто убивает в уголовном смысле этого слова, еще дальше отстоит от спасения, его грех не столь вынужденный. То же и с сексом. Да, в состоянии брака в катаризме спастись нельзя. Но при этом катары заключали браки между верующими, поскольку дети, рожденные в таком браке, будут воспитаны верующими, и сами родители будут ближе друг к другу. То есть, в итоге все будут устремлены к любви и добру. Любовь и согласие между супругами или возлюбленными, а также устремление к добру, в каком-то смысле нивелируют грех и преодолевают его. Шкала грехов в катаризме для мирян меряется по устремлению к добру и устремлению к злу.

"Свидетельства описывали практику поста только на воде, что обычно приводит к смерти"

В данном случае Вы - не знаю насколько сознательно - переворачиваете все с ног на голову. Во-первых, посты только на воде редко приводили к смерти, разве что постящийся сам этого хотел. Во-вторых, посты на воде как правило были для тяжело больных, которые сами уже и есть не могли. В-третьих, правила катаров предписывают посты, где предусматривается хлеб, вода, вино, рыба, овощи, постное масло. Эти правила оставались неизменными до самого конца. Тот факт, что автор ссылается на исключительность случаев и тяжесть гонений показывает только то, на что ссылается автор, и ни на что другое. Поскольку есть десятки свидетельств об этом посте, о том из чего он состоял и так далее - с 12 по 14 век. На этом посте всю жизнь жили люди, принявшие обеты.
Посты на воде ни предписывались правилами, ни представляли собой обычной практики. Они на самом деле были исключительными случаями, и были связаны с гонениями. Если евреи в Лондоне во время погромов убивали себя и свои семьи, это еще не значит, что иудаизм предписывает коллективное самоубийство. Более того,если Вы приписываете автору какие-то злонамеренные укрывательства информации, будьте добры это доказать. В данном же случае Вы опять пытаетесь придать фактам некое значение, которое есть у Вас в голове. Достаточно взять простую статистику - сколько было постов на воде (которые вообще упоминаются только в начале 14 века) и сколько было обычных постов (за два столетия) и посмотреть процентное соотношение. Так вот, оно составит разве что 1%.

С уважением
poiupredatel
Feb. 18th, 2012 07:49 pm (UTC)
Ну, а в катаризме - это единственный путь. Это ничего не меняет.

Меняет. Два лучше чем один, да и вообще я к любителям накладывать бремена неудобоносимые отношусь плохо.

Здесь сложнее..... Да, в состоянии брака в катаризме спастись нельзя. Но при этом катары заключали браки между верующими, поскольку дети, рожденные в таком браке, будут воспитаны верующими, и сами родители будут ближе друг к другу.

Вот примерно такие рассуждения (а самое главное, признание их нормальными и справедливыми) и являются для меня эталонным двоемыслием и показателем несерьёзности на грани с лицемерия. Да это чистая вкусовщина, но по большому счёту в религиозных делах выбор делается по велению души и сердца. Вот вы недавно писали что ненавидели бы властелина мира в котором у вас умерла собака. А я бы презирал священников серьёзно разводящих такие рассуждения.

В данном случае Вы - не знаю насколько сознательно - переворачиваете все с ног на голову.

Давайте разберёмся. Посты на воде с гарантированным смертельным исходом у катаров были? И именно в рамках их религии, этого отрицать нельзя. Прослеживаются аналогии с запретом на переливание крови у некоторых неопротестантов. Вы кстати эту практику как оцениваете?
credentes
Feb. 18th, 2012 07:59 pm (UTC)
"Меняет. Два лучше чем один, да и вообще я к любителям накладывать бремена неудобоносимые отношусь плохо."

Здесь не было никаких неудобоносимых бремен. Вообще-то про узкие врата не катары придумали.

"являются для меня эталонным двоемыслием и показателем несерьёзности на грани с лицемерия"

"А я бы презирал священников серьёзно разводящих такие рассуждения."

А их любили. Те, кто их знал. Значит, Вы просто их не понимаете. Вернее, не хотите понимать.

"Посты на воде с гарантированным смертельным исходом у катаров были? И именно в рамках их религии, этого отрицать нельзя."

Нет. Постов на воде с гарантированным смертельным исходом в рамках религии не было.

"Вы кстати эту практику как оцениваете?"

Плохо.

С уважением
credentes
Jan. 29th, 2012 02:04 pm (UTC)
"Откладывание этого дела на потом явственно отдаёт лицемерием. Да, я понимаю что такая практика в средние века бывала и у католиков и даже у православных. Но они хотя бы признают двусмысленность ситуации а не обьявляют её нормальной и обычной."

Это Ваше мнение, причем очень и очень оценочное. Чтобы здесь не растекаться мыслию по древу на этот счет, советую а) обратить внимание на притчу о работниках последнего часа б) на раннехристианские практики в этом плане и в) в Средние века и в католичестве и в православии такая практика считалась _абсолютно нормальной и обычной_, и этому есть тьма документальных свидетельств. Катары здесь ничего нового не придумали.

"Где именно я себе противоречу? "

Мне кажется, я уже это продемонстрировала.

"Я читаю их чтобы найти ошибки и противоречия в их и ваших убеждениях. Думаю, мы оба в своём праве. "

Для того, чтобы найти ошибки и противоречия в их и моих убеждениях, нужно понять эти убеждения, а не вносить туда собственный смысл. Если я ищу ошибки и противоречия в католицизме и православии, то я прежде всего, стараюсь понять, что именно имел в виду Фома Аквинский или Хризостом, а не говорю за них. Пытаюсь думать, как атолики или православные. Спрашиваю, если чего-то не понимаю. Тогда я могу увидеть действительные ошибки, а не воображаемые.
Вы же - как в вопросе об эндуре - делаете вывод не на основании фактов, а на основании предположения о недобросовестности исследователя.

С уважением
poiupredatel
Feb. 18th, 2012 07:55 pm (UTC)
а)из этой притчи нельзя вывести людей которые пристроились к работникам идущим за расчётом даже не потрудившись побывать на поле.
б и в) В средние века многое принималось как нормальное и обычное. Но сейчас подобная практика явно осуждается и нормальной не считается. А у вас судя по всему эта самая практика никаких вопросов и нареканий не вызывает даже в 21 веке, чему я и недоумеваю.

Для того, чтобы найти ошибки и противоречия в их и моих убеждениях, нужно понять эти убеждения, а не вносить туда собственный смысл.

Так я пытаюсь, хотите верьте- хотите нет. Если у нас стили общения разные это не значит что я в чём-то злонамерен.
credentes
Feb. 18th, 2012 08:11 pm (UTC)
"пристроились к работникам идущим за расчётом даже не потрудившись побывать на поле"
.
А те, кто получал крещение на смертном одре, собственно и трудились побывать на поле. Более того, эта практика совершенно не чужда любому изводу традиционного христианства.

"Но сейчас подобная практика явно осуждается и нормальной не считается."

А мне она очень нравится, и мне жаль, что от нее отошли. Не вижу, почему она должна осуждаться, и что в ней плохого. Каждый несет ту ношу, которую может. Хотя я первый раз слышу, что сейчас отрицается сила предсмертного таинства.

"Так я пытаюсь, хотите верьте- хотите нет."

Если бы я считала Вас злонамеренным человеком, я бы с Вами не дискутировала. Просто Вы действительно вносите собственный смысл. Может, это у Вас подсознательно получается. Или как - Вы считаете меня полной идиоткой, что я разделяю эти взгляды? Значит, я вижу в них и логику и мораль. Наша логика может не совпадать, наша мораль может не совпадать - но дело в этом. Но не стоит приписывать этим людям мораль и логику, которая была им не свойственна. Вы считаете, что грешный, обычный человек может спастись. Катары тоже так считали. Только таинства были разными. Мне их таинства и их логика представляются более убедительными. И более соотвествующими Писанию. Как и их трактовка Писания.

С уважением
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Революція гідності
credentes
credentes

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy