?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О католической евхаристии они «не заботились», как выразился Эвервин, а также высмеивали ее как суеверие, начиная еще с вековых традиций еретиков эпохи Тысячелетия. С их точки зрения, спасение души не могло содержаться в кусочке хлеба, проглоченного умирающим, перед тем, как сгнить вместе с ним под землей, как выражался последний известный окситанский Добрый Человек Гийом Белибаст[1]. Спасение достигается благодаря духовной благодати, когда Дух Святой нисходит через возложение рук Добрых Христиан, смывает грехи и избавляет от зла, а также делам, то есть, соблюдению евангельских заповедей (не убивать, не лгать, не судить и т.д.). Главной ересью Добрых Людей считалось их отвращение к распятию и таинству на алтаре, а также их стремление заменить официальное средство Спасения в Церкви иным средством Спасения, тоже христианским, то есть, полностью основанным на Писаниях.

Духовное крещение, или consolament, было единственным катарским таинством. Однако, как такое – но считать ли это архаической или модернистской чертой? – оно покрывало все собрание священных функций, разделенное в Церкви Римской на семь таинств во главе с евхаристией. Нам в подробностях известна его литургия из дошедших до нас трех Ритуалов, а также из описаний свидетелей, дающих показания перед Инквизицией. Вот, например, рассказ о consolament, уделенном в Монсегюре около 1215 года, о котором свидетельствует Раймонд де Перейль, местный сеньор, тридцать лет спустя, перед инквизитором Феррером, который опрашивал всех выживших после осады и костра 1244 года. Престарелый сеньор прежде всего вспоминает, по требованию инквизитора, как, в присутствии Добрых Людей, он сам и его товарищи совершали приветствие melhorier, которое Инквизиция именовала термином поклонение:

«Присутствующие поклонились им, совершая три коленопреклонения, каждый раз говоря benedicite, и добавляя при последнем benedicite: «Господа, молитесь Богу за меня, бедного грешника, чтобы Он сделал из меня Доброго Христианина и привел к счастливому концу». Еретики отвечали на каждое benedicite: «Благослови Вас Бог», и добавляли после последнего benedicite: «Пусть Бог сделает из Вас Доброго Христианина и приведет Вас к счастливому концу».»

Потом он рассказывает, как «епископ (Тулузен) Госелин, Гвиберт де Кастр и другие еретики утешили и приняли Раймонда Феррана де Фанжу»:

«Вначале, по просьбе еретиков, он заявил, что отдается Богу и Евангелию и ордену их секты; потом он пообещал, что отныне не будет есть более ни мяса, ни яиц, ни сыра, и никакой жирной пищи, за исключением постного масла и рыбы; он также пообещал, что не будет ни клясться, ни лгать, ни предаваться роскоши все оставшееся время своей жизни, и что он не покинет секту еретиков ни из страха огня, ни воды, ни любого другого рода смерти. Когда эти обещания были произнесены, еретики возложили руки и книгу на его голову, читали и молились Богу, и совершали множество venias и коленопреклонений; я участвовал в этом consolament вместе с другими людьми, которых я не помню. И тогда все мы, я и другие, поклонились этим еретикам так, как я уже рассказывал, и после поклонения мы получили мир от еретиков, обняв их дважды и поцеловав в лицо, а потом мы обнялись и поцеловались друг с другом тем же способом. Я добавлю еще, что Раймонд Ферран дал мне свою лошадь…»[2].

Описание проведения церемонии, хотя и очень сжатое, конечно же, является в целом очень точным. Фактически, в него даже не вторгаются личные воспоминания Раймонда де Перейля, за исключением оставленной в наследство лошади. Инквизиторская администрация фактически использовала установленный шаблон допросов с определенными формулировками: таким образом, та же формула бесконечно повторяется в рассказах обо всех катарских церемониях у всех, дающих показания. Но эти рассказы совпадают с тем, что мы знаем и из других источников. Таинство было коллективным и публичным. Оно начиналось с вступления в посвященную жизнь, с произнесения монашеских обетов послушником, который «отдавался Богу, Евангелию и Ордену святой Церкви» (согласно их собственной терминологии) или секте еретиков (в переводе инквизиторов). Собственно, здесь говорится о вступлении в монашескую жизнь.

Вторым этапом церемонии было собственно таинство, то есть коллективное возложение рук и Книги на голову послушника, чтобы призвать Духа Святого Утешителя, сопровождаемое ритуальными формулами и молитвами, а также всем комплексом благочестивых жестов: коленопреклонениями и venias, то есть, ритуальными простираниями ниц, вместе с повторениями AdoremusAdoremus Patrem, Filium et Spiritum Sanctum/ Поклонимся Отцу, Сыну и Святому Духу – которые постоянно звучали из уст Добрых Христиан. Церемония завершалась поцелуем мира, как и во всякой христианской Церкви. Этим поцелуем, очевидно, в губы, вначале обменивались Добрые Люди и верующие, а потом верующие между собой, как в греческой Церкви. С присутствующими женщинами Добрые Люди обменивались поцелуем посредством Книги, а потом женщины целовались между собой. Так Добрые Люди соблюдали обет целомудрия, запрещавший им даже прикасаться к женщине, и даже садиться рядом с ней на одну лавку…

Ритуалы катаров, которые, разумеется, следуют той же схеме, содержат намного больше подробностей, как о ходе самой церемонии, так и об ее истинном значении. Прежде всего, они знакомят нас с первой церемонией, которая могла происходить непосредственно перед consolament – а во времена свободы веры в Лангедоке даже задолго до него. Речь идет о даровании послушнику возможности и права говорить Отче Наш. Эту церемонию называли «дарованием святой молитвы». Согласно архаической логике Добрых Людей, только христиане, наследники апостолов, могут произносить Отче Наш, молитву, которой Христос научил апостолов, и которая была фундаментальной молитвой катарского христианства. Только христиане имели право непосредственно обращаться к Отцу. Будучи же верующими или послушниками, они могли только просить христиан молиться за них. Вот в чем заключается значение тройного ритуального приветствия, или melhorier, с которым верующие обращались к Добрым Людям: «Добрый Христианин – или Добрая Христианка – прошу благословения Божьего и Вашего/и просите Бога за меня, чтобы Он соделал меня Добрым Христианином и привел к счастливому концу…» И Добрый Мужчина или Добрая Женщина благословляли и предстательствовали за них.

И во Флорентийском Ритуале на латыни, и в Дублинском Ритуале на окситан, которые дошли до нас, кроме церемонии Дарования святой Молитвы, содержатся еще прекрасные комментарии к Отче Наш, то есть те, которые служили пояснением послушнику к каждой фразе, произносимой иерархом:

«… Вы стоите сейчас посреди учеников Иисуса Христа, в коих Отец, Сын и Дух Святой обитают духовно, и Вы сможете говорить вслух эту святую молитву, которую сам Господь даровал ученикам Своим, когда получите ее, и тогда Ваши просьбы и Ваши молитвы будут услышаны нашим святейшим Отцом, как сказал Давид: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» (Пс. 140, 2).

Вот почему Вы должны понять, как Вы можете получить эту святую молитву, то есть Pater Noster. Конечно, она короткая, но много вмещает. И тот, кто может говорить «Отче наш», должен быть почтен благими делами. Ведь Сын означает: Любовь Отчая. Вот почему тот, кто желает наследовать, как сын, должен абсолютно отречься от злых дел…»[3].

Эти обрывки обучения катехизису Добрых Людей обладают неизмеримой ценностью, поскольку через них можно почувствовать и узнать хоть немного религиозность и духовность катаров изнутри. Потому изучение Ритуалов в этом смысле является намного более проясняющим, чем трактатов, более абстрактных и в основном обращенных на внешнюю интеллектуальную аргументацию. И что касается обучения Отче Наш, то мы уже имели возможность привлечь внимание к значению хлеба присносущего святых Писаний, и к сущностному и ключевому характеру последней фразы этой молитвы: но избави нас от зла, для катарской теологии.

Само таинство consolament происходило в присутствии общин Христиан и Христианок, и, еще чаще, местных благочестивых верующих и семьи послушника. Преимущественно, руководил церемонией Иерарх, то есть епископ или один из его коадьюторов, Старший или Младший Сын, которые уже имели сан епископа. Будущего христианина приводил в дом иерарха Старший, то есть руководитель общины, где обучался послушник. Старший находился рядом с ним во время всей церемонии. Если это была будущая Христианка, то ее приводила приорисса. Иерарх предварительно говорил катехуменальную проповедь, целью которой было прояснить смысл и основание пути, на который вступал будущий христианин, а также святого таинства, которое должно было совершиться, и ритуальных слов, которые должны были прозвучать. Все три сохранившихся ритуала донесли до нас примеры подобных наставлений, которые, разумеется, в определенных рамках, давали проповеднику возможность экспромта.



[1]Показания Пьера Маури перед Жаком Фурнье, перевод Жана Дювернуа. Реестр Жака Фурнье… cit…, p. 1011.

[2]Показания Раймонда де Перейль перед инквизитором братом Феррером, апрель-май 1244 года. Paris, B.N., Fonds Doat, t.22, f 224v-225r. Перевод мой.

[3]Флорентийский Ритуал на латыни, перевод Рене Нелли, Ecritures cathares… cit…, pp. 239-240.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
fa
Nov. 3rd, 2011 11:41 am (UTC)
это из 12-го раздела? после цитаты из Флорентийского Ритуала?
credentes
Nov. 3rd, 2011 11:47 am (UTC)
Да

С уважением
shumwayful
Nov. 3rd, 2011 09:34 pm (UTC)
Great work keep it coming, best blog on earth

harald_halti
Sep. 3rd, 2013 02:28 pm (UTC)

---приветствие melhorier, которое Инквизиция именовала термином поклонение---

Похоже, инквизиция, применив термин "поклонение", исказила смысл этого ритуала. По-окситански melhorièr — улучшающий (от melhor — лучший). Скорее всего, речь шла не о поклонении Добрым (хорошим) людям, а о ритуале, улучшающем адепта и приближающем его к христианам. Это видно из текста benedicite и ответа Добрых людей.
credentes
Sep. 4th, 2013 06:39 am (UTC)
Ну, Инквизиция сделала это сознательно, а смысл ритуала был действительно похож на то, о чем Вы говорите. Только улучшал не сам ритуал - он демонстрировал, что верующий "стремится к лучшему" - то есть, подтверждает то, что он в итоге примет крещение Духом и станет христианином, то есть, свою добрую волю.

С уважением
harald_halti
Sep. 4th, 2013 07:49 am (UTC)
---Ну, Инквизиция сделала это сознательно, а смысл ритуала был действительно похож на то, о чем Вы говорите.---

Я просто стараюсь не обвинять изначально инквизицию во лжи, оставляя за ней возможность добросовестного заблуждения, хотя возможно и сознательное искажение.

---Только улучшал не сам ритуал - он демонстрировал, что верующий "стремится к лучшему" - то есть, подтверждает то, что он в итоге примет крещение Духом и станет христианином, то есть, свою добрую волю.---

Совершенно верно, ритуал являлся не неким актом чудесного воздействия, а лишь формализацией демонстрации готовности человека к "мелиорации" и подтверждения готовности Добрых людей оказать ему помощь и заступничество перед Богом.
credentes
Sep. 4th, 2013 08:52 am (UTC)
Сознательное искажение еще не означает ложь. Ну разве что, "во спасение". :-)

Да, ритуал имел еще множество значений, например, связь с Церковью, и так далее.
Более подробно здесь http://credentes.livejournal.com/72959.html

С уважением
harald_halti
Sep. 4th, 2013 08:56 am (UTC)
---Сознательное искажение еще не означает ложь. Ну разве что, "во спасение". :-)---

Несомненно, инквизиция была озабочена именно спасением, а чего не сделаешь во благо грешников? :)

---Да, ритуал имел еще множество значений, например, связь с Церковью, и так далее.
Более подробно здесь http://credentes.livejournal.com/72959.html---
Ага, спасибо! Вот adoratio — это именно тот смысл, который имел melhorièr.
credentes
Sep. 4th, 2013 09:24 am (UTC)
Нет, кстати, adoratio - это смысл, который приписала Инквизиция, это ее термин, не употреблявшийся катарскими верующими или христианами. Такой термин упирается именно в "почитание еретиков", а не касается обещания жить христианской жизнью или почитания Духа Святого.
Вообще сам термин взят из окситанской юридической лекскики, так назывался один из типов договоров - melioramentum.

С уважением
harald_halti
Sep. 4th, 2013 10:02 am (UTC)
Я имел в виду приведенную трактовку обряда как просьбу о благословении и заступничестве (на пути к совершенству), а не сам термин, просто не уточнил этот момент, что, конечно же, неправильно.
credentes
Sep. 6th, 2013 06:18 am (UTC)
Сорри, значит я не совсем поняла Ваш предыдущий коммент.

С уважением
harald_halti
Sep. 6th, 2013 08:02 am (UTC)
Да это моя ошибка -- это ж я не уточнил, что именно я имел в виду :)))
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

Революція гідності
credentes
credentes

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy